Катюша
Режиссер: Виктор Лисакович
Автор сценария: Сергей Смирнов
Оператор: А. Левитан
Композитор: М. Табачников
Студия: ЦСДФ
Продолжительность: 2 части
Год выпуска: 1964
В годы войны Екатерина Демина была медсестрой, связисткой, разведчицей. После войны стала врачом.
«Моряки называли ее сестричкой Катюшей. Она была единственной девушкой, которая во время Великой Отечественной войны служила в морской пехоте. Екатерина Демина, Герой Советского Союза, разведчица и медсестра, под огнем спасала раненых».
- Приз «Золотой голубь», МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге, 1964
Открыть на документальном экране живого человека оказалось не так уж легко, но зато сколько ярких событий произошло в процессе! Одним из важных событий на этом пути стало появление «Катюши» В.Лисаковича. Портрет героини, санитарки-разведчицы Екатерины Деминой, выстраивался в этом нашумевшем фильме вокруг пронзительного, снятого скрытой камерой эпизода: сидя в просмотровом зале, героиня неожиданно видит на экране себя и своих фронтовых товарищей. Отразившуюся на ее лице гамму чувств нельзя ни сыграть, ни снять любым иным способом.
20 лет спустя после войны. Режиссер Виктор Лисакович снял документальный фильм про героическую девушку. Лисакович: «Мы применили хитрость: сказали Екатерине Деминой, что оператор опаздывает, и ее не будут снимать. Она согласилась, что так даже лучше, потому что пришла просто побеседовать. А на самом деле эту беседу снимал второй оператор». Лисакович боялся, что аппаратура спугнет Катю, и не будет тех эмоций, которые невозможно сыграть.
«Катюша» — совсем простой фильм, но он глубок и, раз посмотревши, трудно его забыть.
Это история героической женщины, однако героического в ее сегодняшней внешности нет ничего; это история девушки, которая была на войне, а военного в ее внешности нет ничего; это история необыкновенно храброй девушки, а храброго в ее лице нет ничего. Идет разговор о войне, а на экране — глубоко мирный человек. Далее — война, убийства, кровь, ненависть, а эта женщина бесконечно добра, трудно представить человека более доброго, чем эта Катюша. Когда она рассказывает, как она пошла за водой и встретила немца, это рассказ удивительно доброго человека, а ведь это рассказ о самом страшном.
И вот возникает интересная мысль. В итоге этого фильма вы понимаете еще одну чрезвычайно важную грань истории победы над фашизмом — необыкновенную душевную щедрость, душевную доброту, высокую человечность солдата. Все эти слова не сказаны в фильме, они не декларируются, не произносятся каким-то специальным важным тоном. Простая, полная душевной прелести женщина раскрывает себя в самых обыкновенных словах, и это вызывает у вас целую волну ассоциаций, у вас поднимается «потолок» такого понятия, как национальный характер, понятия огромного.
Когда рядом с Катюшей возникает лицо автора сценария, Сергея Смирнова, тоже очень простое, с морщинами, как бы вырубленное топором, это вызывает огромное количество мыслей и чувств, потому что за этими морщинами тоже есть история жизни, история войны. Поэтому два лица — Катюша и он — так сильны. Это воздействие от реально жизненного, от подлинного, от настоящего — воздействие от бесконечно щедрого и глубокого. Лисакович блестяще использовал прием прямого общения с героиней лепты — на долгое время для многих это станет главным слагаемым телевизионной специфической эстетики.