Гуревич Леонид Абрамович
Профессия: сценарист, преподаватель, критик, режиссер
Дата рождения: 27 марта 1932 г.
Леонид Гуревич — легендарная личность. Легендарная, прежде всего, потому что он был представителем очень редкой для документального кино профессии сценаристов. Его фильмы отличала, прежде всего, невероятная любовь к людям. Он не скрывал от зрителя отрицательных сторон характеров, но заставлял понять и полюбить героя со всеми его недостатками, увидеть в нем лучшее. Его герои прочно остаются в памяти, как настоящие друзья. Благодаря прекрасно выстроенной драматургии фильмы смотрятся на одном дыхании, невозможно не сопереживать. Кроме того, Леонид Абрамович был для многих любимым учителем, почти 20 лет он руководил мастерской неигрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Родился в Воронеже.
Окончил химфак ВГУ (1956), работал инженером в Саратове. В профессиональном кино с 1958 года (ЦТ, «Киргизфильм», «Экспериментальная киностудия»).
По сценариям Л. А. Гуревича поставлено более 80 документальных и научно популярных фильмов. Более 40 из них отмечены наградами всесоюзных и международных кинофестивалей (Оберхаузене, Чикаго, Биаррице, Екатеринбург, Минске и др.).
Автор более 200 публикаций по проблемам кино. Автор книги сценариев «Линия судьбы», (М., Ис-во, 1980).
С 1983 года — руководитель мастерской неигрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
В 1987–1992 гг. вице-президент Американо-Советской Киноинициативы (АСК). Организатор и руководитель Фестиваля отечественных документальных фильмов «Гласность» в США (1989) и Фестиваля американских документальных фильмов в СССР (1990).
Член киноакадемии «Ника».
Член правления СК Москвы.
Заслуженный деятель искусств РФ (2000).
Ушёл из жизни 16 февраля 2001 года в зале прилётов аэропорта имени Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке.
«Очень трудно говорить о друге, который когда-то был учителем. Последнее время он был обидчив и ревнив. На это у него были основания. Не поссориться с ним стоило усилий.
Первый раз увидел его в Ленинграде — начало 80-х. Леня появился там впервые за многие годы. Что-то произошло с ленинградскими снобами, и они решили позвать его председателем жюри на отчетную студийную конференцию. Он не сказал тогда ничего особенного — то же, что потом повторял множество раз и что многим очень надоело в последнее время, когда уже все были заняты технологиями, маркетингом и продюсерством.
Он говорил о нравственности, об обязанности документалистов искать в человеке высшую правду. И тогда он казался полным московским либеральным отморозком, на секунду взбаламутившим мерзлый ленинградский скепсис. Его выслушали, вежливо похлопали и даже между собой не обсуждали потом то, что он говорил. Зачем? Все правильно, но совершенно нереалистично и невозможно.
Больше его в Ленинград не приглашали. Нелепая ситуация, когда честность и прямота принимаются за банальность.
Окружали его в основном ученики, на которых, как известно, особо полагаться нельзя. Для сверстников и старых друзей он скорее был неудачником: режиссером не стал, игровое кино не снимал, даже игровые сценарии не писал.
Что он делает — прежняя компания представляла себе слабо да и не очень интересовалась. Корпоративность 60-х, или, как тогда говорили, каррас (кто теперь помнит воннегутовскую «колыбель для кошки»), распалась под натиском признания, академических успехов, эмиграции и бесчисленных смертей. В этом списке хорошие, звонкие имена… Иногда он чувствовал себя изгоем. Впрочем, как смотреть на удачи и поражения… Большинство надо просить, чтобы они тебе помогли, причем без особой надежды на результат. Леня постоянно находил людей, которые не просили его о помощи, но он считал, что им надо помочь. Он гонялся за ними и не предлагал, а говорил, что сделано что-то, что им пригодится. Те, кто никогда не мог найти в жизни подобного для себя интереса, чувствовали, что Леня самим существованием своим им просто хамит и оскорбляет.
Но был он самим собой и говорил всегда одно и то же, и слова находил такие, что слушали его и при советской власти, и при перестройке, и — значительно меньше — в последние годы. Он не был дипломатом. Но чтобы заставить его отозваться о ком-то плохо, нужно было сильно потрудиться.
Больше всего в нем ценили конструктора — его умение в любом материале увидеть — его любимое слово — сопряжения. У него был редкий в нашей профессии уровень очевидности. Он утверждал, что литература важнее. И тем не менее бесконечно помогал собирать чужие картины. Казалось, ничего кроме результата его не интересует — он был готов работать даже с теми, кто был ему глубоко несимпатичен, если вдруг чувствовал, что у этого не симпатичного ему персонажа получается хорошее кино. Он работал на результат. Результатом было кино.
Он мог отнестись к сделанному тобой плохо и никогда этого не скрывал.
Но ни одна из его оценок не была унизительна, он просто сразу включался в работу. Доверие, которое к нему испытывали, завоевывалось десятками, иногда сотнями мелочей, с которыми ты сразу или погодя, но соглашался. А когда количество этих принятых тобой мелочей достигает критической массы, возникает ощущение — может быть, и там, где ты категорически с ним не согласен, он не совсем не прав? Он умел хвалить и умел ругать — от похвал ты не раздувался, на остальное не обижался. Он умел задавать вопросы, и он умел разговаривать.
Он никогда не рассказывал кинематографические байки, не интересовали они его и в чужом исполнении. Он говорил о том, что чувствовал, — о кино. Сейчас кажется, что он и был — кино.
Когда его называют диссидентом — это миф. Никогда он им не был. Наша профессия изначально публична, а Леня умудрился сохранить в ней интимность — поэтому хорошо он делал только то, во что верил. Он никогда не обращал внимания на власть, никогда не был «масштабно-социальным» в фильмах. Потому, что не царское это дело, надо думать о душе, смотреть в человека — и для власти это опаснее, чем все остальное. Он умудрялся в картинах не соприкасаться с системой, будто ее никогда не было. Поэтому в конце 90-х он мог позволить себе говорить то, что говорил в 70-е. Для многих это было скучно.
Шестидесятник? Да Бог его знает, кто это такие. Люди, обжегшиеся на своих наивных мечтах, но сумевшие приспособиться к реальности и сохранившие память. Леня нашел адекватную себе и своей молодости нишу, место, где он мог говорить правду. Почти не помню его рассказов о сложностях с картинами. Но практически всю жизнь он работал только на провинциальных студиях.
Не звали? Не хотел? Чувствовали в нем угрозу? Было такое замечательное слово — мелкотемье. К 86-му году у него был сделан 61 фильм. В фильмографии, написанной собственной рукой, он назвал только десять. Если когда-нибудь будет написана история документального кино — без фильмов Лени там не обойтись. Но это совсем другой разговор.
Когда долго и много говоришь с человеком, возникает ощущение, что знаешь его оси координат и в его мире можешь найти место непроговоренному. Иначе как бы мы разговаривали с мертвыми? А с Леней разговор продолжается.
И страшно было, когда случайно, по инерции, набрал его номер и услышал: «Вы позвонили Леониду Гуревичу. Оставьте свое сообщение, я свяжусь с вами как можно скорее». Не свяжется.
Образовалась пустота. Он уже не обидится, что ты давно ему не звонил, не буркнет: «…ей занимаешься». Он не… не… не… И некому стало показать снятый материал… Все время не покидает ощущение, что я остался Лене что-то должен. Что именно? Внимание, наверное, — то, чего никогда не бывает в избытке.
Я хочу, чтобы его помнили, чтобы понимали, что потеряли. С Леней ушло то, что для очень многих, не только для его учеников, было документальным кино.
Чем больше проходит времени, тем отчетливее чувство, что умер не просто Леня Гуревич — учитель, ставший другом и родным, — но в какой-то мере то документальное кино, в котором мы выросли и что-то делали. Грустно будет, если сеть, сплетенная Леней, порвется, растащенная нашими амбициями.»
Евгений Голынкин,
статья о Л. Гуревиче,
опубликованная в журнале «Искусство кино»
Фильмография:
- «Это моя земля», «Киргизфильм», режиссер Г. Визитей, 1963 г.
- «Самая послушная», (режиссер совм. с Б. Абдылдаевым), 1965 г.
- «Через время», ТО «Экран», режиссер Г. Визитей, 1968 г.
- «Что там под нами?» Свердловская к/ст, режиссер Р. Куркин, 1968 г.
- «Воспоминание о камне», СССР, 1969 г.
- «Город открывает лицо», ТО «Экран», режиссер Л. Михайлова, 1970 г.
- «Спрашивайте, мальчики», ТО «Экран», режиссер Г. Визитей, 1970 г.
- «Наш дом — Земля», Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1971 г.
- «Наше кровное дело», Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1971 г.
- «Урал», Свердловская к/ст., режиссер В. Волянская, Л. Рымаренко, 1972 г.
- «Уральский мастеровой», Свердловская к/ст., режиссер Л. Козырева, 1972 г.
- «Тропа проселочная, отчая…», СССР, 1972 г.
- «Кудесники металла», Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1973 г.
- «Республика за Байкалом», Свердловская к/ст., режиссер Л. Ефимов, 1973 г.
- «Вступление», Свердловская к/ст., режиссер И. Богуславский, 1974 г.
- «Монолог о Байкале», Свердловская к/ст., режиссер Л. Ефимов, 1974 г.
- «Одержимый Исаев», Ст. н/п. и документальных фильмов Узбекистана, режиссер Д. Салимов, 1974 г.
- «Вступление», СССР, 1974 г.
- «Биология плюс физика», Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1975 г.
- «Последние игры», Свердловская к/ст., режиссер Б. Галантер , 1975 г.
- «Спешите делать добро» , Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1975 г.
- «Быть человеком», к/ст. Министерства Обороны СССР, режиссеры О. Гедрович, Н. Рышков, 1976 г.
- «Златоуст — уральский самородок», Свердловская к/ст., режиссер Б. Урицкий, 1976 г.
- «Круг жизни», Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1976 г.
- «Олимпийский прицел», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Клабуков, 1978 г.
- «Прыгнуть и забыть», ТО Экран, режиссер А. Михайловский, 1978 г.
- «Эксперимент на себе», ЦСДФ, режиссер И. Жуковская, 1978 г.
- «Пока есть кедр», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Клабуков, 1979 г.
- «Сердце» , Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1979 г.
- «Встречь солнцу» (автор текста), Свердловская к/ст., режиссер Б. Кустов, 1980 г.
- «Директор Кузбасса», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Клабуков, 1980 г.
- «Предвидеть!» Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1980 г.
- «Трудная олимпиада в Лейк-Плэсиде», ЦСДФ, режиссер В. Коновалов, 1980 г.
- «Мравалжамиер», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1981 г.
- «Грузины в Большом», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1982
- «Почин», Свердловская к/ст., режиссер Б. Кустов, 1982 г.
- «Человек из Очамчиры», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1982 г.
- «Я из Тбилиси», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1982 г.
- «Все твои дочери», СССР, 1982 г.
- «Будь полезен человечеству», Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1983 г
- «Если ты хозяин», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Клабуков, 1983 г.
- «Крестьянский сын», Восточно-Сибирская ст. к/хр., режиссер М. Шмулевич, 1983 г.
- «Воитель добрый», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1984 г.
- «…Имени Шумакова», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер А. Мамонтова, 1984 г.
- «Он и триста тридцать три», ТО «Экран», режиссер А. Добровольский, 1984 г.
- «Ищу и нахожу», Восточно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Эйснер, 1985 г.
- «Наследую…» Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Клабуков, 1985 г.
- «Сделайте меня красивой» , Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1985 г.
- «Любовь», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссер Л. Бакрадзе , 1986 г.
- «Непрофессионал», Ростовская ст. к/хр., режиссер С. Стародубцев , 1986 г.
- «Сергей Залыгин. На время отложив рукопись…» Восточно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Эйснер, 1986 г.
- «Сцены у фонтана», «Казахфильм», режиссер И. Гонопольский, 1986 г.
- «Шоферская баллада» , «Новосибирсктелефильм», режиссер В. Соломин, 1986 г.
- «Секундант», Восточно-Сибирская ст. к/хр., режиссер Ш. Седен-Оол, 1987 г.
- «Сколько стоит пейзаж?» Свердловская к/ст., режиссеры В. Волянская, Л. Рымаренко, 1987 г.
- «Точка зрения», Свердловская к/ст., режиссер Л. Ефимов, 1987 г.
- «Кто хозяин земли», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссеры Л. Бакрадзе , М. Бакрадзе, 1988 г.
- «Оставаться самим собой», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В. Клабуков, 1988 г.
- «Спасти пустыню», «Туркменфильм», режиссер С. Молланиязов, 1988 г.
- «За все в ответе», СССР, режиссер А. Школьников, 1988 г.
- «Котлован», Ростовская ст. к/хр., режиссер С. Стародубцев , 1989 г.
- «Миссия», Грузинская ст. н/п. и документальных фильмов, режиссеры Л. Бакрадзе , М. Бакрадзе, 1989 г.
- «Неизвестное о Неизвестном», «Центрнаучфильм», режиссер Г. Чертов, 1989 г.
- «Послесловие», «Казахфильм», режиссер И. Гонопольский, 1989 г.
- «Миссия Рауля Валленберга», «Киевнаучфильм», режиссер А. Роднянский, 1990 г.
- «Послесловие», СССР, 1990 г.
- «Мы еще будем жить настоящей жизнью», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В.Клабуков, 1991 г.
- «Кресло для полета», Западно-Сибирская ст. к/хр., режиссер В.Клабуков, 1992 г.
- «И увидели новую землю…», (режиссер и автор сценария), казахстан, 1992 г.
- «И так далее…» Свердловская к/ст., режиссер В. Мирзоян, 1995 г.
- «Пленники Терпсихоры», «Гранат-фильм», режиссер Е. Резников, 1995 г.
- «Непотопляемый», (режиссер и автор сценария), Россия, 1995 г.
- «Как могу, Господи…» «Клио», режиссер Е. Голынкин, 1996 г.
- «Жить долго и умереть молодым», «Паганель», режиссер А. Коган, 1996 г.
- «Плен Дракона», «Школа-студия документального кино», режиссер Г. Городний, 1996 г.
- «Сейчас я начинаю здесь бывать», РЦСДФ, режиссер В. Скитович, 1996 г.
- «Улыбка Княжинского», РТР, режиссер А. Коган, 1997 г.
- «Эйзенштейн в Алма-Ате. 1941 — 1944», «I G Company», режиссер И. Гонопольский, 1998 г.
- «Отрицание любви?» «Гранат», режиссер Е. Резников, 1999 г.
- «Автопортреты», «Уралфильм», режиссер Л. Ефимов, 2000 г.
- «Раввин», РЦСДФ, режиссер Г. Евтушенко, 2000 г.
- «Чистота цвета, или Мужик есть мужик», «I G Company», режиссер И. Гонопольский, 2000 г.
- «И был счастлив», Россия, режиссер И. Романовский, 2002 г.