Райтбурт Семен Липович
Профессия: режиссер, сценарист, преподаватель
Дата рождения: 03 февраля 1921 г.
Окончил ВГИК (1948). Работал на «Центрнаучфильме». Преподавал во ВГИКе. Один из ведущих режиссеров, ставящих фильмы по теоретическим и философским проблемам науки.
Ученик Эйзенштейна и Кулешова, Райтбурт выбрал для себя научно-популярное кино. Его картины «На берегу озера Иссык-Куль» и «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» отмечены премиями Венецианского кинофестиваля.
«Семен Райтбурт создал свой собственный жанр в кино — научно-художественный: „Работа в таком кино — это беспрерывное нахождение на ничейной земле. Вы на границе и на ничейной земле. На границе между искусством и наукой. Вы чужой среди своих, и чужой среди чужих".
Режиссер нашел свой способ донести до зрителей самые сложные понятия — в кадре у Райтбурта появились актеры, ставшие посредниками между зрителями и учеными. „С Александром Кайдановским произошла для меня удивительная встреча на съемках картины ‚Математик и черт‘, — вспоминает режиссер.—Кайдановский — актер умный, что не часто бывает". Аллу Демидову, студентку театрального вуза нашли для съемок в фильме „Что такое теория относительности", помог ее опыт учебы на экономическом факультете университета. Режиссер вспоминает, как после первого просмотра отснятой картины Алла подошла к нему и сказала: „Семен Липович, я вам признаюсь — я и сейчас ничего не поняла…". Но все это не остановило Райтбурта, и он продолжал снимать фильмы, от которых не только у простых смертных, но даже и у самих физиков „трещали лбы".
Однажды после выхода фильма о квантовой механике „Физика в половине десятого", Семену Липовичу позвонили из Союза кинематографистов и сообщили, что с ним хочет встретиться академик Будкер. „Я вот что хотел у вас спросить, — начал академик.—Вы знаете, если бы мне кто-нибудь сказал, что можно за двадцать минут так стройно и точно изложить основные принципы квантовой механики, я бы никогда этому не поверил. Я хотел у вас спросить: кто это делал? Физик какой-то?". Режиссер признался, что картину делал он сам, лишь согласовывая уже готовый материал с мнением ученых: „Я сделал эту картину по одной единственной книге Даниила Данина ‚Неизбежность странного мира‘, которая произвела подлинную революцию. По существу, все мои фильмы дальнейшие по физике и математике — они все сделаны под влиянием этой книжки. Это не наука в форме искусства — это действительно есть синтез". Ведь именно к такому синтезу „языка логики" и „языка образов" и стремился Эйзенштейн в своей теории интеллектуального кино, которому „будет под силу вернуть науке ее чувственность, а интеллектуальному процессу его пламенность и страстность".»
По материалам документального фильма из цикла «Острова»
Умер — 28 апреля 2012 г.
Фильмография:
- «На берегу озера Иссык-Куль» 1955 г. (премия международного кинофестиваля в Венеции, 1955 г.)
- «История одного выигрыша» 1956 г.
- «Развитие рефлекторной деятельности в онтогенезе» 1957 г. (премия Международного кинофестиваля в Венеции)
- «Дорога в жизнь» 1957 г.
- «Дорогами жизни» 1958 г.
- «Секрет НСЕ» 1959 г. (Ломоносовская премия, 1961 г.)
- «Мозг и машина» 1960 г.
- «День на реке» 1961 г.
- «Что такое теория относительности» 1964 г.
- «Здравствуй, Латуня!» 1964 г.
- «Семь советских песен» 1965 г.
- «Играет Леонид Коган» 1967 г.
- «Каникулы в каменном веке» 1967 г.
- «ПТО-68» 1968 г.
- «Эффект Кулешова» 1969 г.
- «Этот правый левый мир» 1970 г.
- «Физика в половине десятого» 1971 г.
- «Математик и черт» 1972 г.
- «Урок астрономии» 1973 г.
- «Кто за стеной?» 1977 г.
- «Время жизни» 1979 г.
- «Девять писем одного года» 1979 г.
- «Миллиард лет и один час» 1980 г.
- «Лестница чувств» 1981 г.
- «В кривом зеркале» 1982 г.
- «Познай себя» 1985 г.
- «Репетиция оркестра» 1986 г.
- «Чеховы» 1987 г.
- «Юбилей» 1988 г.
- «Семь лет и вся жизнь» 1990 г.
- «Операция „Гелий"» 1991 г.
- «Нам не дано предугадать» 1992 г.
- «Невидимые лучи» 1992 г.
- «Почему светит солнце» 1993 г.