Франк Герц Вульфович
Профессия: режиссер, сценарист
Дата рождения: 17 января 1926 г.
Он пришел в кино из фотографии, азбука которой, как сказано в его записках «Карта Птолемея», помогает постигать азбуку кино. Преподанные фотографией уроки были Герцем Франком затвержены и усвоены: в тщательно проработанном изображении его фильмов значимы все элементы — свет, ракурс, композиция.
Уже первые работы Герца Франка были восприняты как революция в советской документалистике: изображение, в отличие от закабаленного цензурой и потому мертвого слова, оказалось в принципе неподконтрольно, ибо скрытые смыслы, которые оно транслировало, «проявлялись» только в восприятии зрителя.
Родился в г. Лудзе, Латвия.
В 1947 г. окончил Камышловское пехотное училище Уральского военного округа и Свердловский филиал Всесоюзного заочного юридического института. Служил офицером в Забайкальском военном округе. Работал журналистом и фотографом во Владимире и Риге.
С 1959 г.—сценарист и режиссер Рижской к/с.
С 1993 г. жил в Израиле и Латвии. Преподавал на ВКСР, в киношколах Германии, в Иерусалимской синематеке.
Автор книги «Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста» (1975) и ряда публицистических статей, опубликованных в научных сборниках и периодической печати.
Луареат государственной премии Латвийской ССР (1967 г., 1989 г.). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1975 г.). Премия «Лавровая ветвь» «За вклад в кинолетопись» (2001 г.). Приз «Золотой Нанук» — «За вклад в развитие документального кино» на МКФ нового документального кино «Флаэртиана» в Перми (2006 г.)
«Каждый свой новый фильм я делаю как начинающий, как будто я только что родился в документальном кино. И я голый. Поэтому могу с вами поделиться только своими сомнениями, своим незнанием, как делается документальное кино, своим опытом голого человека…
К сожалению, а может быть, к счастью, я не смог получить профессионального кинообразования. Я закончил юридический институт заочно, поскольку служил в Советской Армии. А демобилизовался только в 1952 году, в то время, когда было «дело врачей». Я был похож на этих «убийц в белых халатах», и меня никто не брал на работу, тем более учиться в институт кинематографии. Но я очень хотел снимать кино, и в конце концов в 1959 году, когда уже наступила хрущевская оттепель, меня приняли на Рижскую киностудию фотографом. А от фотографии до кино, как известно, один шаг!
На Рижской киностудии и на Латвийском телевидении я начал делать свои первые фильмы сначала как сценарист. Но в какой-то момент, когда за спиной у меня уже было несколько картин, даже получивших союзные и международные награды, я вдруг почувствовал, что ничего не понимаю в документальном кино, не понимаю, почему в одном случае получилось, в другом — нет. Я вдруг почувствовал страх перед очередным фильмом…»
«Герц Франк: Опыт голого человека»
Журнал «Искусство Кино»
Умер — 3 марта 2013 г.
Фильмография:
- «Завещание» 1963 г.
- «Рисунки без подписи» (автор сценария) 1963 г.
- «Ты и я» 1963 г.
- «Завещание» 1964 г.
- «Соленый хлеб» 1964 г.
- «Полдень» 1965 г.
- «Репортаж года» (автор сценария) 1965 г. (Гос. премия Латвийской ССР, 1967 г.)
- «Приговор обжалованию не подлежит» (сорежиссер) 1966 г.
- «Хроника районного городка» 1966 г.
- «Где прошел геолог» 1967 г.
- «235 миллионов» (автор сценария) 1967 г.
- «Без легенд» (совм. с А. Сажиным и А. Бренчем) 1967 г.
- «Четвертый председатель» 1969 г.
- «Путь к соседу» 1969 г.
- «Судья» 1970 г.
- «Твой день зарплаты» 1971 г.
- «След души» 1972 г. (Гран-при в разделе неигрового кино — МКФ к/м фильмов в Оберхаузене, 1973 г.; Участие в Программе «Panorama» — МКФ в Берлине, 1988 г.)
- «От Кентавра» (совм. с А. Эпнерсом) 1973 г.
- «Радость бытия» 1974 г.
- «Художник Майя Табака. Легенды» (сорежиссер) 1974 г.
- «Запретная зона» 1975 г. (Участие в Программе «Panorama» — МКФ в Берлине, 1988 г.)
- «Диагноз» 1975 г.
- «Ваш билет (Репортаж с размышлениями)» 1977 г.
- «Старше на десять минут» 1978 г.
- «Седая гвардия» 1978 г.
- «Пробуждение» 1979 г.
- «Последние праздники Эдгара Каулиня» 1980 г. (Участие в Программе «Panorama» — МКФ в Берлине, 1988 г.)
- «Лошадиная сила» 1982 г.
- «Чужая боль» 1983 г.
- «До опасной черты» 1985 г.
- «Подкова на счастье» 1985 г.
- «Семь Симеонов»» (автор сценария) 1986 г.
- «Высший суд. Киноматериалы» 1987 г. (Приз «Золотой сестерций», Главный приз зрительского жюри, Приз экуменического жюри — МКФ документального кино в Нионе, 1987 г.; Главный приз — ВКФ неигрового кино в Свердловске, 1988 г.; Почетный приз — МКФ в Амстердаме, 1988 г.; Участие в Программе «Panorama» — МКФ в Берлине, 1988 г.; Гос. премия Латвийской ССР, 1989 г.; Приз Фонда защиты гласности «За высшую меру художественной откровенности» — МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве)
- «Жили-были «Семь Симеонов»» (совм. с В. Эйснером) 1989 г. (Приз «Золотой голубь«— МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге, 1989 г.; Спец. приз жюри — МКФ антропологических и социальных документальных фильмов в Париже, 1991 г.; Гран-при в конкурсе неигрового кино — МКФ в Сан-Себастьяне, 1991 г.; Бронзовый приз — МКФ неигрового кино в Ямагате, 1991 г.)
- «Песнь песней» 1989 г.
- «Молитва» (совм. с В. Эйснером) 1990 г.
- «Еврейская улица» 1992 г. (Почетный диплом — МКФ в Иерусалиме, 1993 г.; Почетный диплом — МКФ неигрового кино в Борнхольме, 1993 г.)
- «Человек Стены Плача — документальная мистерия» 1997 г.
- «Мадонна с младенцем. ХХ век» 2001 г.
- «Флэшбэк. Оглянись у порога» 2002 г.
- «Дорогая Джульетта, или Джульетта без Ромео» 2003 г.
- «Шалом, Германия» (сорежиссер) 2004 г.
- «Страстная пятница» 2005 г.
- «Вечная репетиция» 2008 г.
- «After» 2009 г.