Рецензии

Какой же русский не поет Хаву Нагилу?

Какой же русский не поет Хаву Нагилу?

Рецензия на фильм «Костя Питерский» Евгения Сущева

Ребята, я продолжаю свое «черное дело».

Чем еще хорош фестиваль «Россия»? Здесь добро соседствует со злом, полный метр с короткометражкой, блокбастер с камерной историей, а мэтр с дебютантом… Итак, приз «за лучший дебют» — «Костя Питерский» — это, в противовес «Крестам», пример фильма абсолютно камерного, малобюджетного, где автор сам себе режиссер, сценарист, оператор и монтажер. Никакого ВГТРК и Netflix. Все своими силами. Производство «Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров». Похоже, жюри тонко выстраивало драматургию награждений, герой этого фильма — не только герой России, но и бывший сиделец, вполне возможно, что того самого исправительного учреждения «Кресты», о котором повествует «лучший полный метр». Он же из Питера, так что в Крестах, наверное, и отсидел.

Хорошо сидим!

Хорошо сидим!

Рецензия на фильм «Кресты» Ангелины Голиковой.

Я редко бываю на фестивалях. А ОФДК «Россия» для меня особая статья. С ним связаны имена всех моих учителей и просто любимых режиссеров, таких как Леонид Гуревич, Борис Галантер, Герц Франк. Ныне здравствующий директор фестиваля, руководитель студии «Снега» Георгий Негашев — вообще был легендой, во времена видеокассет за его фильмами гонялись, чтобы посмотреть и переписать… Поэтому участие в «России» всегда казалось мне неким критерием профессионализма, приятия в среде коллег. Я поклонник именно российской школы документалистики, и «Россия» была для меня важнее, чем крутые западные кинофестивали вроде IDFA. Возможно, это неправильный подход, но так получилось, что именно наши фильмы я люблю.

«С Востока» Шанталь Акерман

«С Востока» Шанталь Акерман

Человеческий ум можно сравнить с флюгером, установленным на крыше дома. До определенного момента нас разворачивает порыв ветра любого направления, мы не имеем возможности удержаться и противостоять ему, пока однажды от постоянного принужденного вращения нам не становится тошно. Тогда и появляются попытки закрепиться в своей осознанности, найти своего рода внутренний рычаг, помогающий сохранить направление вне зависимости от прогноза погоды.

«Человек-гризли» Вернера Херцога

«Человек-гризли» Вернера Херцога

«Преодолевай страх и испытывай восторг»
(Р. Бах «Бегство от безопасности»).

Есть режиссеры, которые, создавая фильм, всегда заняты чем-то большим, чем «написанием сценария, разработкой характеров и художественного решения фильма». Подобный профессиональный сленг при обсуждении работ таких режиссеров, представляется чересчур буквальным, узкоспециальным, способным только увести от сути разговора.

Глыба

Глыба

Фильм Сергея Мирошниченко «Рождённые в СССР» состоит из трёх частей: «Семилетние», «Четырнадцатилетние (14+)» и «21 год». Начатый в СССР и продолженный на его развалинах, он изначально адресован западному зрителю и закономерно недооценён в России. В Европе и США удостоился множества престижных наград и номинаций.

Лабиринт в конце тоннеля

Лабиринт в конце тоннеля

— Хотите или нет, но всё идёт от мира взрослых. А слепо принять его закон я просто не могу. У меня внутренний протест. Ну, значит, я должен исходить из своего ощущения и жить, как умею. Просто подлаживаться, лгать, — мол, это для вас хорошо, — и мне, значит, хорошо, — я не могу так. Какой смысл? Ну ладно, я отказался от одного театра в пользу другого.

Фильм латышского режиссера Юриса Подниекса , «Легко ли быть молодым?» («vai viegli but jaunam?») снят в 1985–1986 гг., вышел в прокат одной копией в 1987 г. Те, кому сейчас 25, в том числе профессионалы центральных телеканалов, о нём не слышали. Фильм попадётся впервые странице на 4-й списка результатов поиска в yandex по его русскому названию. Для заставших 1987-й уже взрослыми, выход картины был сенсацией, незабываемым событием, особенно для интеллигенции столиц. В кинотеатр «Россия» выстроились очереди, кто не мог в них встать, слушали пересказы со слов и из писем знакомых. Для современного читателя, — из писем рукописных, ныне практически забытых.

«Тот, кто с песней»

«Тот, кто с песней»

В истории нашего документального кино есть множество прекрасных фильмов — мудрых, интересных, философских, социально-значимых и т.д. Но есть особая категория. Я бы назвала их душевными. Сейчас это встречается не часто. Наверное, не то время. Конкуренция, деньги, необходимость добывать хоть какую-то работу. Вести задушевную беседу даже с друзьями совесть не позволяет. Что скажешь то? Хочешь не хочешь, а скатишься на жалобный мотивчик, что денег на кино нет, и где взять — не понятно. Унизительное положение для профессионала.

«Лучшие дни нашей жизни»

«Лучшие дни нашей жизни»

С «Ленинградской школы» резко переключаюсь на совсем другое кино — Бориса Галантера .

По случайному совпадению несколько недель назад два его фильма — «Шаговик» и «Ехала деревня» показывали по каналу Культура, затем еще три — в клубе документального кино «Окно в Россию. Связь времен». Обещают в скором будущем устроить еще один показ этого необычного художника-документалиста. Кроме того, на вечере памяти Леонида Гуревича в Доме Кино демонстрировался фильм о нем Владислава Мирзояна.

Председатель и режиссеры

Председатель и режиссеры

Некоторые потрясения в моей провинциальной жизни все-же произошли: канал «Культура» не принял мой фильм про подмосковный городок Ликино-Дулево и пришлось монтировать новую, «окультуренную» версию (у меня такое впервые). По ночам снятся кошмары про ужасно плохое кино, которое я сняла почему-то в Италии, и что меня вызывают куда-то ехать и под начальственным руководством монтировать «как скажуть». Чтобы немного отвлечься, напишу пока дальше про Обуховича и не только. Фильм «Председатель Малинина» — один из очень известных (конечно, насколько вообще может быть у нас известным документальный фильм).
Просто, как все гениальное!

Просто, как все гениальное!

Просто как все гениальное! Именно так я отозвался о фильме Петра Мостового «Сцена» после просмотра. Поверьте, это действительно так. Оговорюсь сразу — вовсе не собираюсь давать какую-либо критическую оценку данной работе и разбирать фильм «по косточкам». Во-первых, я не кинокритик и у меня это профессионально не получится, а во-вторых, думаю, что вам вряд ли будет интересен «профразбор» работы именитого автора, выполненный провинциальным режиссером. И уж тем более не нуждается в этом сам Мостовой. Я просто поделюсь впечатлениями и мыслями, навеяными картиной. Тем, что именно меня привлекло в фильме и почему я дал ему такое определение — ПРОСТО, КАК ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ!