Молитесь, дебютанты!
По следам 32 ОФДК «РОССИЯ», сцена 2, молитвенная
Пока Юра будет дуть, дуть и дуть, собирая многомиллионные просмотры на youtube и разбираясь с пристрастием, какой фирмы носки у Владимира Познера и сколько бутылок в день выпивает Александр Гордон, чтобы не повеситься с тоски от своей работы на ЦТ, студентам ГИТРа (и не им одним) остается лишь всем сердцем молиться, чтобы где-то на небесах услышали их тихий голос, говорящий на языке искусства и профессии. Вообще слова молитвы звучали в этом году во многих фильмах — участниках фестиваля.
«Молитва» — так и назывался фильм студента 4 курса операторской мастерской (руководители Ирина Уральская и Андрей Железняков) Института Кино и Телевидения (ГИТР). На мой взгляд, эта студенческая короткометражка — одно из самых сложных и смелых в художественном отношении высказываний, представленных в программе. Трудно вообразить себе пространство более интимное, чем молитва юной послушницы монастыря. Чтобы войти на эту территорию с камерой и при этом избежать вульгарности, необходимо обладать смелостью, деликатностью и отменным художественным вкусом. Мне кажется, автору фильма Даниилу Лепёшину, с Божьей помощью и поддержкой его мастеров, это удалось. Фильм держит в напряжении 16 минут, хотя не несет никакой информационно-новостной составляющей и даже не пытается развлекать зрителя и хитроумно бороться за его внимание. Фильм — свидетельство огромного уважения автора и к героине, и к зрителю, и к своей професии. Уважения и веры в силу искусства и изображения.
Фильм вовлекает в свой полумрак, в сосредоточенность, заставляет прислушаться к шепоту монахинь, к треску свечи в лампаде, журчанью ручья подо льдом. В какой-то момент ты волей-неволей начинаешь вместе с героиней повторять слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!».
Фильм лаконичен, сдержан и строг. Мы узнаем о героине лишь то, что мы видим на экране: ее немного озорные глаза, когда она играет на аккордеоне, ее увлеченность и сосредоточенность над книгой с текстом богослужения, и еще — страницы сказки «Русалочка», переложенные бумажными иконками и парой фотографий… И шепотом, словно на ушко зрителю и режиссеру произнесенное объяснение (привожу примерно, как запомнила): «Понимаешь, это как когда ты стоишь на светофоре, и красный свет и ты видишь на другой стороне улицы глаза, и они тоже смотрят на тебя… А потом загорается зеленый, и ты идешь навстречу, а тебя все толкают и пытаются сбить в сторону, а тебе нужно во что бы то ни стало встретиться…». И в общем-то, после просмотра ты понимаешь, что тебе, зрителю, совершенно не важно, ни сколько ей лет, ни из какой она семьи, ни что ее привело в храм… Образ ярко запечатлевается в памяти, загадочный и чудесный.
В общем, это то кино, которое лучше посмотреть самим, чем читать о нем в пересказе. Да что там говорить, даже скуповатое на награды и загадочное в своих решениях жюри фестиваля вняло этой молитве и пожаловало фильму статуэтку «За лучший дебют».