Какой же русский не поет Хаву Нагилу?

Какой же русский не поет Хаву Нагилу?

Рецензия на фильм «Костя Питерский» Евгения Сущева

Ребята, я продолжаю свое «черное дело».

Чем еще хорош фестиваль «Россия»? Здесь добро соседствует со злом, полный метр с короткометражкой, блокбастер с камерной историей, а мэтр с дебютантом… Итак, приз «за лучший дебют» — «Костя Питерский» — это, в противовес «Крестам», пример фильма абсолютно камерного, малобюджетного, где автор сам себе режиссер, сценарист, оператор и монтажер. Никакого ВГТРК и Netflix. Все своими силами. Производство «Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров». Похоже, жюри тонко выстраивало драматургию награждений, герой этого фильма — не только герой России, но и бывший сиделец, вполне возможно, что того самого исправительного учреждения «Кресты», о котором повествует «лучший полный метр». Он же из Питера, так что в Крестах, наверное, и отсидел.

Фильм, по моим представлениям, длинный для дебюта — 60 минут. Трудно поверить, что начинающий режиссер может вытянуть столь длинную историю… Это и мастерам то в документальном кино плохо дается, сложное дело. Я бы не рискнула смотреть, но «фестивалиться», так «фестивалиться». Фильм рассказывает о герое чеченской войны, и о том, каково это — быть тем, кто выжил. Драматургически (здесь это слово не пустой звук) работа строится на наблюдениях за жизнью героя в глухой деревне и хронике двадцатипятилетней давности, причем хроника поясняет происходящее, а не наоборот. Вот герой играет с кошкой, вот ложится спать и кошка укладывается клубочком сверху, и вот мы уже понимаем, что он глубоко одинок… Появляется хроника, и мы получаем ответ на возникший вопрос — да, когда-то была жена, он рассказывает о ней в интервью военных лет.

Герой своей манерой двигаться и внешностью напомнил скомороха в исполнении Ролана Быкова из фильма Тарковского «Андрей Рублев». И отчасти поэтому я смотрела «Костю Питерского» как завороженная. Тут тебе и русский характер, и хемингуэевская проблематика, и Хава Нагила, которую герой самозабвенно поет на фоне заснеженного деревенского пейзажа. В мирной жизни герой успел и в тюрьме посидеть за убийство, и на заводе поработать, и книжку написать, и дом построить. Он и перевешать буржуев хочет, и за Родину радеет, и от мира уходит, и мир обретает. Его лучшие годы жизни — война, 95-96 год, несмотря ни на что, он считает так до сих пор. Он уехал из Питера в глухую деревню, туда, где «я никому не мешаю, и мне никто мешать не будет». Добрый и жестокий, мудрый и наивный, простой и непостижимый… Важно и то, что с самого начала фильма Костя Питерский заявлен именно как очень преданный товарищам и мужественный человек, который после ранения сбежал из госпиталя «к своим», хотел быть рядом в бою…

Мастера, руководившие автором фильма — Лунгин, Волкова, Рязанцева. Мне фильм показался очень «рязанцевским». По тонкости и многогранности героя…

Вообще, все бы хорошо, только рэп в конце на фоне хроники войны как-то испортил впечатление. Хотя и это — очень по-русски. Но… Больно долго длится. И чем-то таким повеяло, противоречащим тонкой драматургии фильма… Осталось какое-то послевкусие неправильное… С ароматом анаши, что ли, которую герой собирается у себя на огороде выращивать… Автор этому факту, кстати, немалое значение придает. И фильм анонсирует как «о наркотике под названием «война».

Хотя, по-моему, это фильм об очень несчастном человеке и его внутренней борьбе с самим собой, о Герое.