Хорошо сидим!

Хорошо сидим!

Рецензия на фильм «Кресты» Ангелины Голиковой.

Я редко бываю на фестивалях. А ОФДК «Россия» для меня особая статья. С ним связаны имена всех моих учителей и просто любимых режиссеров, таких как Леонид Гуревич, Борис Галантер, Герц Франк. Ныне здравствующий директор фестиваля, руководитель студии «Снега» Георгий Негашев — вообще был легендой, во времена видеокассет за его фильмами гонялись, чтобы посмотреть и переписать… Поэтому участие в «России» всегда казалось мне неким критерием профессионализма, приятия в среде коллег. Я поклонник именно российской школы документалистики, и «Россия» была для меня важнее, чем крутые западные кинофестивали вроде IDFA. Возможно, это неправильный подход, но так получилось, что именно наши фильмы я люблю.

При том, что мой дорогой мастер Леонид Гуревич умер почти в самом начале моей учебы на ВКСР (я прозанималась у него всего пару месяцев), вопрос признания среди профессионалов стоял для меня особо остро. В общем-то, по правде сказать, не признавали. Первый раз я попала на «Россию» спустя 10 лет работы в профессии, в 2011 году, с фильмом «Быль-небыль». А второй раз сейчас, в не самый престижный конкурс «телевизионных документальных фильмов», и возможно, на фоне пандемии (все-таки фильм про врача, хоть и другой области). Поэтому неделя в Екатеринбурге стала для меня огромным потрясением и центральным событием жизни. Ну, не говоря о том, что просто очень непривычно неделю не работать и смотреть кино.

Коллеги уже писали, что не могут молчать. Я тоже не могу. Но я не могу молчать об увиденном. Поэтому напишу ряд рецензий, чтобы хотя бы самой разобраться в происходящим. Может быть, кому-то еще тоже будет интересно.

Я начну с «Крестов» — жюри удостоило фильм награды за лучший полный метр. Если кратко — это такой гламурный документальный блокбастер. Фильм — производственная мечта любого документалиста. Ну, это же классно, что документальное кино бывает богатым. Беззастенчиво богатым. И, кстати, тут никто не сможет упрекнуть создателей в нецелевом использовании средств, деньги не ушли налево. Пять операторов (цвет профессии), два коптерщика, звук, монтаж, цветокорреция — все на высшем уровне. Красиво и богато.

Фильм полнометражный. Познавательный. Первый отечественный документальный фильм, купленный Netflix. Снят «потомственным» (назовем это так) режиссером Ангелиной Голиковой, младшей дочерью живого классика Сергея Мирошниченко. Нет, правда, ребята, очень круто все, я честно завидую.

Теперь о чем фильм. Вдруг вы еще не догадались или не слышали в новостях… Это фильм о знаменитой питерской тюрьме «Кресты». Из него можно многое узнать о бытовой стороне тюремной жизни, а также познакомиться с сентиментальными начальниками, с очаровательными девушками-цензорами, проверяющими и с удовольствием читающими письма заключенных, с врачами, котами… Можно побывать в камерах и на прогулках, в библиотеке, на раздаче еды и на личном досмотре. Эффектны виды старинной тюрьмы сверху, впечатляют исторические интерьеры и просторные холлы. Сотрудники учреждения полны смирения, сострадания и уважения к подопечным, и, конечно, исполнены чувства долга. В тюрьме хорошо сидеть и интересно работать! Полный социальный пакет, так сказать. Про тюрьму приятно снимать и приятно смотреть.

Не переживайте. Любители острых ощущений также не останутся разочарованы. Для них авторы припасли «байки из склепа»: потайную комнату, где приводились в исполнение смертные приговоры, бывший морг, черных котов, лязг засовов и тяжелые шаги по корридору.

Но где-то спустя час (!) эфирного времени выясняется, что реальная опасность кроится в другом. Оказывается, тюрьма переезжает в новое здание, а при переезде всякое может случится. Полны опасений и сидельцы и вертухаи. Под тревожную музыку и в сопровождении коптеров учреждение стройной колонной отправляется в путь на новое место жительства. А там, за бесконечным городским кладбищем, их уже ждут новые «Кресты», архитектурно повторяющие глубинный замысел прежних — Голгофу. Тут бы и закончится фильму, ан нет… 10 минут не хватило до классического полного метра. И кино продолжилось.

Сразу скажу: переехали благополучно, всех на месте досмотрели как положено. Чтобы не дай Бог что… А напоследок одного ЗЭКа, который умеет играть на гитаре и петь песни «Наутилуса», и вовсе отпустили на свободу. Вот только не понятно зачем… Ведь в тюрьме так хорошо, и коллектив приятный. Хорошо ж сидим, ребята?

Честно говоря, так и не поняла, что хотели мне сказать уважаемые авторы фильма, явившие в своем арсенале множество средств… И даже вставки про Ахматову и Жженова прошли в этом фильме среди всей этой красоты фальшиво, неуместно и безлико. Познавательно так. Начальники и девушки-цензоры выглядели куда как живее и привлекательнее.

А какова была драматургическая основа, и в чем конфликт, так и осталось для меня тайной- тайной комнатой в тюрьме, где согласно легенде замуровали когда-то зодчего — строителя… Но все же знают, что на самом деле ничего такого не было…