Что будет, если скрестить ужа и ежа?
Немного «за жизнь» + рецензия на «Хенд Мейд» Евгения Григорьева
Позволю себе на некоторое время отвлечься от столь любимого мною ОФДК «Россия». На выходные меня сгубил насморк, и благодаря этому я смогла остаться дома и посмотреть программу другого весьма значимого фестиваля документального кино — «Флаэртианы». На ней я никогда не бывала, хотя это обожаемый мной Пермский край. Здесь большая международная программа, как оказалось, довольно интересная. Спасибо ковиду, что фестиваль проходит on-line, и появилась возможность лично убедиться.
Во всяком случае мне понравились два из четырех увиденных зарубежных фильмов, а категорически не понравился только один. Так же интересны встречи с режиссерами и «деловая программа», преимущественно касающаяся вопросов, связанных с продвижением фильмов на международных фестивалях и рынках… А вот российская программа выглядит каким-то невероятным контрастом ко всей этой воздыхательной по предполагаемому европейскому счастью основе… То есть «магазин в Европе, Европа — в…опе», я как-то так прочитала посыл организаторов… Некоторые из российских «фильмов» я вообще не смогла смотреть, называть не буду. Особенно после стильно снятых и смонтированных европейских…
Теперь про «ХендМейд»… В принципе, хенд-мейдом в худшем смысле слова выглядит все наше кино. Ну, почти все… Поэтому название работы Евгения Григорьева можно возвести в символ времени. Но все же «Хенд Мейд» — это самое странное, что я увидела за последний месяц в программе двух фестивалей. Для любителей жанровых характеристик, я бы назвала это «абсурдной антологией черного юмора с элементами клипа». На просторах сети, кажется, жанровая принадлежность таких произведений определяется проще: «ржу не могу». Возможно, авторы предполагали, что к финальному клипу и родам сквозной героини зритель перестанет «ржать», но я не перестала. Инерция! Фильмом назвать это произведение все же язык не поворачивается, у меня устаревшие и, кажется, европейские представления о кино. Замышлялось произведение как набор новелл о людях труда и первоначально называлось «Соль земли». То есть замысел был весьма пафосным и должен был повествовать о тех людях, на которых держится мир… Автор идеи пригласил к участию (вероятно, на конкурсной основе) других режиссеров. Как что было, я не знаю. По факту, главным героем стала девушка по имени Мария Козлова, которая раз за разом предпринимала неудачные попытки снять «человека труда» (около 10, кажется) и каждый раз они заканчивались комической неудачей, о чем она и сообщала как полагается истинному блогеру, лично, на камеру. А составители антолии писали титр «попытка номер 1, и т. д. Еще пара режиссеров нашли своих героев, но судьба их оказалась печальной: фермера укусил клещ и он фактически стал инвалидом, а у металлурга закрылся цех… Самым радикальным образом поступил известный режиссер Владимир Головнев — его героем стал врач-реаниматолог, по совместительству работающий священником и отпевающий своих пациентов… (кстати, это и наиболее профессиональная из новелл). Счастье в жизни случилось только у Маши Козловой — из одной ее новеллы, повествующей об ЭКО, мы успели узнать, что у нее никак не получается родить ребенка. И эта проблема счастливо разрешается в конце антологии. Тоже вариация на тему хенд-мейда… В общем-то, на этом «Хенд Мейд» и заканчивается… И украшает этот торт клип на тему ручного труда — авторское проиведение Евгения Григорьева из материалов всех участников проекта… Смысл, если он есть, в том, что труд не приносит никому счастья, а живется людям труда как-то не очень…
Вообще, «Хенд Мейд» кажется мне очень интересным произведением с профессиональной точки зрения. Во-первых, действительно, куда как не в чужую антологию можно предложить фильм продолжительностью, скажем, от трех до десяти минут? Нет такого формата на сайте Министерства Культуры и других грантодателей, не говоря уж о телеканалах. А ведь бывает, что именно на такой хронометраж и тянет история. И не хочешь ты снимать цикл или тянуть из ничего 26 минут… А деньги на проиводство нужны… Во-вторых, в искусстве уже давно появилось такое явление как кураторство, когда «куратор» подбирает под свою идею работы других художников или даже заказывает их… В кино пока никто не смел. Были циклы, антологии, но так, чтобы взять и все смонтировать «в своем ритме» (как объяснил Евгений Григорьев), своей последовательности и под свою музыку, и назвать «своим фильмом», а себя — не автором концепции или продюсером, а именно режиссером — кажется, такое впервые. И, кажется, это тянет на тост. Так что выпьем, друзья, кому что Бог послал, за открытия и новые возможности киноискусства! А что еще нам остается делать… Когда скрестили ужа и ежа…