А из зала мне кричат, давай подробности!
Рецензия на фильм Натальи Саврас «Мертвый сезон»
Наш документальный солнечный weekend предлагаю продолжить на Кипре. Хотя, как выясняется, не все умеют радоваться морю и солнцу. Фильм «Мертвый сезон» Натальи Саврас нам такого легкомысленного времяпрепровождения не обещает.
Как, пожалуй, и другие подлинно уральские коллеги, Наталья смотрит на мир испытующе, а камера для нее — некий вид оружия, с которым можно пуститься в рисковое предприятие. А именно таковым представляется мне поездка впервые в жизни за рубеж с целью снять фильм о паузе в жизни героини, которая «убежала от душевных переживаний». В основе кинематографа, как известно, лежит движение, но если его нет и не предвидится, а кино снимать надо, то «нормальные герои всегда идут в обход». Но только не уральские режиссеры.
Наталья снимает фильм о своей подруге и ровеснице, 30-летней девушке — режиссере анимационного кино, переехавшей с родителями жить на Кипр и недавно расставшейся с молодым человеком (если я правильно все поняла). Фильм получился дамским и искренним в своем непонимании, как жить, и как сделать фильм об этом своем непонимании. Может быть, стоило рискнуть еще больше, и снять автопортрет. Нам было бы интереснее. «А из зала мне кричат, давай подробности!»
Мы видим героиню и на солнечном Кипре, и во-время приезда в родной Екатеринбург. Солнце Кипра контрастирует со снежным Екатеринбургом. Возможно, на этом контрасте и можно создать ощущение «межсезонья», или потерянности между городами, странами, старой и новой жизнью. Но вот «холод в сердце» героини, заявленный в аннотации к фильму, рассмотреть нелегко. Как и вообще не очень понятно, что она за человек. Добрый? Злой? Верный? Ветреный? Умный? Глупый? Страдает ли она от несчастной любви или просто капризничает? Тоскует ли по Родине или у нее просто плохое настроение? Что она за режиссер, в конце концов? Кроме того, что «успешный»?
Фильм называется «Мертвый сезон», и оставляет нас в экзистенциальном неведении.
Работа достойна внимания, как и любой поиск формы и содержания. Кроме того, дает новый поворот теме, прозвучавшей пару лет назад в фильме Павла Фаттахутдинова «Уехать нельзя остаться». То есть продолжает традицию. Фильм короткометражный, 32 минуты, и я бы рассматривала его как экспериментальный. Тут коллеги призывали определять жанровую принадлежность — попробуем назвать его «лирическим эссе на тему паузы». Может быть, автор внесет уточнения. А мне в связи с этим фильмом вспомнилась акция «Точка опоры» художницы-перформациониста Ольги Кройтер (тоже примерно ровесницы Натальи). Ольга несколько часов стояла на четырехметровом столбе, акция символизировала поиск равновесия, о котором, возможно, задумывалась и Наталья Саврас. Но как художественное высказывание «Точка опоры» кажется мне точнее по форме и содержанию.
Тем не менее, я питаю слабость к уральскому кино, потому что там много снимают, следуют традициям и при этом экспериментируют, пусть и не всегда это выглядит удачно. «Платон мне друг, но истина дороже».