Просто, как все гениальное!
Просто как все гениальное! Именно так я отозвался о фильме Петра Мостового «Сцена» после просмотра. Поверьте, это действительно так. Оговорюсь сразу — вовсе не собираюсь давать какую-либо критическую оценку данной работе и разбирать фильм «по косточкам». Во-первых, я не кинокритик и у меня это профессионально не получится, а во-вторых, думаю, что вам вряд ли будет интересен «профразбор» работы именитого автора, выполненный провинциальным режиссером. И уж тем более не нуждается в этом сам Мостовой. Я просто поделюсь впечатлениями и мыслями, навеяными картиной. Тем, что именно меня привлекло в фильме и почему я дал ему такое определение — ПРОСТО, КАК ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ!
Итак, все действительно просто, но, как известно, — за видимой простотой стоит если уж и не гениальность, то бесспорный талант и мастерство. «Сцена» яркий тому пример.
«Герои этого фильма — „русские" израильтяне, те, кто вместе с миллионом других эмигрантов приехал в Израиль после развала Советского Союза». Авторские титры в начале фильма уже дают определенный настрой… Сам сюжет строится на кастинге актеров в труппу кабаре. Фактически весь фильм мы проводим вместе с отборочной комиссией и кандидатами в артисты в небольшом классе… Скажите мне, мало ли нас пичкают в последние годы всевозможными конкурсами, турами, кастингами? Думаю, что более, чем достаточно для того, чтобы несколько пошатнуть желание посмотреть фильм, действие которого построено именно на этом… Конечно я могу говорить только за себя, но думаю, что со мной согласятся многие — от низкопробных многчисленных мероприятий, сулящих жаждущим дорогу в звезды, зачастую отдает мягко говоря дилетантизмом… Причем порой авторы иных подобных теле- кинопродуктов откровенно выставляют своих героев на показ далеко не в лучшем свете. Открыто играя на этом. Признаюсь, что я не сторонник подобного и придерживаюсь того, что режиссер всегда в ответе за своего героя.
Согласитесь, смеяться легко над кем угодно только не над самим собой: увы, человек жаден до жаренного… «Хлеба и зрелищ!» кричала римская чернь с трибун колизея, перед гладиаторскими боями. Мы мало, чем отличаемся в этом плане от древних римлян. В какой-то мере момент выбора, когда на весах жизни человека лежит ДО и ПОСЛЕ, тоже бой. Словно в подтверждение моим мыслям в фильме звучат слова из песни одного из героев — шансонье — «Уж десять лет я здесь живу репатриантом, все не въезжаю в беспорядок и бардак! Я обеспечен здесь жильем и провиантом, но вот с собою не в ладах я — ну никак!… Опять же мне придется с нуля начать отсчет…»
Да, безусловно — наблюдение за экзаменуемым всегда интересно, ибо в это время, с точки зрения психофизики, он максимально оголен! Вопрос в том, как режиссер воспользуется его «наготой». Человек может быть безумно обаятельным или же абсолютно неорганичным, предстать перед нами в величии или же быть до слез жалким. Как и на что сработает это в фильме — дело вкуса, порядочности и мастерства режиссера.
С этой точки зрения Петр Мостовой отлично стравился с задачей, полной искушений. Он не играет со своими героями в кошки — мышки. Не выставляет их на показ как некие экспонаты, его герои — это зеркало жизни! Со своей болью, радостями и проблемами. Каждый приходит за своим. Кому-то просто не хватает общения, как уборщице, представившейся оператором чистоты: «Я очень хочу быть в каком-нибудь коллективе, …хочется быть среди людей.» Кто-то увидев объявление о наборе, по инерции «во все дыры» пытается «соваться куда не лень, как музыкант и актер…» Есть те, кто действительно мечтает о сценической профессии и те, кто просто ищет работу: «Я никогда не танцевала, но если надо…». Не обходится и без комичных эпизодов. Среди участников кастинга (за пять дней его прошли 157 человек) находится человек, предлагающий экзаменаторам не больше не меньше как «лучшую в мире» зубную чудо-пасту с трехмесячной гарантией!!! Однако и он в итоге читает стихи… Ему тоже интересна эта затея. В общем, как сказал один из героев фильма, «Каждый хочет показать себя, раньше или позже».
Говоря выше о простоте решения фильма, я упомянул о том, что кроется за ее видимостью… Успех, во многом определяет точность режиссера в выборе характеров. Они настолько разнообразны и ярки, что позволяют автору превратить казалось бы рутинный процесс отбора кандидатов в захватывающее зрелище. Фильм действительно держит внимание с первой минуты. Только отчасти здесь можно сослаться на везение — кого только здесь нет! Рыжеволосый «супермен» и «Буба Касторский», есть актриса театра сатиры (правда Мариупольского), игравшая царевну и по совместительству ХГадалку… Есть даже мим, некогда показывавший свое искусство не кому-нибудь, а самому Марселю Марсо! Эдакий Ноев ковчег… И мы смотрим на происходящее в нем с неподдельным интересом.
Да, герои фильма порой вызывают и трогательную улыбку и открытый смех, однако природа этого смеха далека от сарказма. Автору удалось заставить зрителя вместе с героями искренне радоваться, огорчаться, а так же переживать происходящее. Успех и простота картины еще и в том, что Мостовой не стал накручивать и усложнять сюжет возможным развитием и углублением темы рождения Кабаре. Репетиционный период, подготовка к премьере, генеральный прогон, в конце концов — сама премьера. В этом фильме все работает на идею! И решение импровизированной сцены, на которой кандидаты в актеры демонстрируют свои способности и таланты. Это просто небольшая площадка в углу класса, задрапированная черной портьерой. В такой цветовой гамме, выбранное световое решение, предельно концентрирует зрительское внимание на объекте. Более того, режиссер, несмотря на приличный операторский состав, сознательно отказывается от возможных эффектных ракурсов и планов, тем самым предельно концентрируя внимание на происходящим. О монтаже просто промолчу… это уже в действительности будет «разбор по косточкам», чего я искренне не хотел!
В общем, все гениальное просто! И это мое личное мнение. Конечно же, можно до бесконечности говорить об удавшейся работе, но все-таки, лучше просто посмотреть фильм и составить свое собственное мнение.
Опять же — ПРОСТО…