Белое и черное
Черно-белое небо, черно-белое поле, черно-белые коровы, и свиньи, и люди, и, возможно, вся жизнь. Слезы и радость, святость, и мат, грязь, и желание как-то украсить себя, принарядиться — все сплетается в единое неразрывное целое, в широкую панораму жизни во всей ее полноте.
Так просто, но многогранно представил российскую деревню в 90-е годы известный новосибирский режиссер Евгений Соломин в документальном фильме «Глубинка 35×45».
В основе фильма лежит ситуация смены советских паспортов на российские в 90-е г.г. Главный герой — сельский фотограф, который делает снимки на паспорт, фотографирует на свадьбе. Он со всеми общается. Люди рассказывают ему что-то о себе.
Эти люди очень разные: старые и молодые, больные и здоровые. Невольно поражаешься, как фотограф смог найти подход к каждому из них. Старушка-немка плачет, вспоминая о своем прошлом. Девушка улыбается, когда ее просят распустить волосы. Так получаются живые и яркие портреты людей, которых мы знаем всего несколько минут. Но уже за них радуемся или печалимся, переживаем часть их жизни вместе с ними. Все герои фильма окружены великолепной сибирской природой. Иногда по берегу реки проезжает машина. Иногда по деревне идет огромное стадо коров, так что удивляешься, как они не затоптали оператора. Все это воспринимается, как неотъемлемая часть пейзажа. Даже пастух на лошади, бранящий коров, не нарушает естественную гармонию природы.
Вообще мат в этом фильме вызвал возмущение у части публики. Многие считали его не приемлемым в произведении искусства. Однако ругательства — неотъемлемая часть нашей жизни. Никуда от этого не денешься. Более того, вряд ли сегодня можно найти человека, который ни разу бы не употреблял нецензурные выражения. Герои фильма ругают неповоротливую скотину, поют непристойные частушки на свадьбе. Они не считают нецензурные слова чем-то постыдным. Для них это норма жизни, обычная, повседневная лексика. Та часть «черного», без которой мы увидели бы сплошное «белое пятно», без единого намека на объективность. Фильм «Глубинка 35×45» черно-белый. Это не выбор режиссера, а определенный формат, навязанный ему министерством культуры, финансировавшим съемки. Однако этот формат не помешал авторской задумке. Напротив, он привнес в нее новый, символический смысл. Конечно, зритель видит только то, что уже обработано и поэтически переосмыслено режиссером. Однако все равно возникает ощущение жизни во всем ее разнообразии, ощущение объективности. Как будто видишь и «белое» и «черное», и достоинства и недостатки.
Это ощущение усиливают звуки фильма. На площади перед домом культуры пение процессии, восхваляющей всевышнего, сливается с бульварной музыкой, доносящейся из ближайшего кафе. Крики чаек смешиваются с шумом травы и звуком удаляющейся машины.
Музыка в фильме играет важную, почти сакральную роль. Часто она придает смысл кадрам, в которых почти нет действия. Она одухотворяет стену дома культуры, на которой только колышутся тени веток деревьев. Она, наряду со словами, вдыхает дополнительную жизнь в фотографии людей, созданные главным героем.
Фотографии в фильме символичны. Они запечатлевают жизнь в определенный момент. Момент, который уже никогда не повториться. Фотография в паспорте ассоциируется с человеческой жизнью, уникальной и неповторимой. Меняя паспорта, люди как будто меняют свою жизнь на новую, неизвестную. Жизнь гражданина СССР на жизнь гражданина России.
Для мальчика это первый паспорт — только начало жизни. Мужчина не видит смысла менять свою жизнь — его устраивает и прежняя. Для столетней старухи это вообще не нужно. Она меняет паспорт, только чтобы получить жалкую пенсию в следующем году.
Но через полгода смена паспортов заканчиваются, а старые — сжигают.
Эти последние кадры фильма, бесспорно, символичны. Люди вываливают старые паспорта, в каждом из которых целая жизнь, в кучу и сжигают в печи. Горящие паспорта кажутся жизнями, умирающими в огне перемен. Это ощущение усиливается заунывным гулом, добавленным к треску сгорающей бумаги. Фильм имеет множество смыслов. Наверное, каждый зритель поймет его по-своему. Сам Евгений Соломин считает так:
— На мой взгляд, это фильм о том, что наша жизнь, к сожалению, проходит не совсем так счастливо и удачно, как бы нам этого хотелось.
Но, возможно, фильм получился, скорее, о полифонии и разнообразии жизни.
О вечной смене старого на новое, которая не всем дается легко.
О рождении человека (появление нового паспорт), о его свадьбе, запечатленной на фотоснимки, о его смерти (когда сгорает паспорт).
О неразрывном единстве белого и черного.