Плюс - минус адаптер
DOF (depth-of-field) адаптеры (иногда их так же называют «35 мм. адаптер») используются для того, чтобы ставить на видеокамеры кино или фото оптику. В результате можно получить глубину резкости и передачу пространства примерно как на пленке 35 мм. Еще не так давно они были, пожалуй, самым популярным устройством среди снимающей малобюджетное кино и видео публики. В интернете полно сайтов, продающих готовые адаптеры, рассказывающих как их сделать самому, на youtube выложено огромное количество роликов, снятых с их помощью, форумы и блоги заполнены восторженными отзывами обладателей. Правда, все отзывы состоят в основном из восторгов от малой глубины резкости и крутости внешнего вида получившейся конструкции.
Мне довелось воспользоваться dof адаптером на реальных съемках, причем съемках фильма документального.
Но сначала о том, что же это такое — DOF адаптер.
Принцип работы устройства довольно простой — изображение сначала проецируется внешним объективом на матовое стекло, являющееся основной частью адаптера, и уже с него переснимается видеокамерой (то есть видеокамера «видит» не сам объект, а его изображение на матовом стекле адаптера).
Такой простейшей конструкции свойственны довольно серьезные недостатки: камера снимет не только изображение, построенное кинообъективом на матовом стекле, но и пыль, которая со всей неизбежностью на нем появится, и даже саму структуру матового стекла. Поэтому во всех мало-мальски серьезных адаптерах используется вибрирующее или вращающееся матовое стекло. Таким способом удается решить одновременно и проблему видимости структуры матового стекла и проблему пыли. Адаптеры с вибрирующим матовым стеклом несколько проще в изготовлении, а потому, как правило, и дешевле, однако конструкции с вращающимся стеклом дают более качественное изображение.
Есть и другая сложность при работе с адаптером: изображение на матовом стекле перевернуто вверх ногами, таким же оно окажется в видоискателе и в материале. Эту проблему тоже приходится решать. Есть несколько способов: использовать камеру, в которой есть функция переворота изображения электронным способом; пользоваться внешним монитором, переворачивающим изображение, а материал править при монтаже; ну или же установить между адаптером и камерой оборачивающую призму (некоторые производители продают их в качестве опций к своему 35 мм. Адаптеру). Функция электронного переворота изображения наиболее удобна, но она есть не во всех камерах. Внешний монитор представляет собой довольно крупную конструкцию на камере, снимать с которой затруднительно. Правка на монтаже существенно увеличивает время постпродакшена. Оборачивающая призма сказывается на светочувствительности всей конструкции и, пусть и не сильно, но ухудшает качество изображения. В общем, что бы вы ни выбрали, как любое бюджетное решение, это компромисс. При выборе следует учитывать, что для вас приоритетно — модель камеры, мобильность при съемках, быстрый монтаж и т.д. Чем-то придется жертвовать.
Кроме того в любом адаптере будут довольно заметные потери света — примерно на одно значение диафрагмы (производители называют цифру ? диафрагмы, но на реальных съемках потери были сильнее), а так же незначительное падение резкости и контраста изображения (примерно как если бы вы снимали через слабый диффузионный фильтр), учитывая изначальную жесткость видеоизображения, это не всегда недостаток.
35 мм. адаптеры могут устанавливаться как на штатный объектив камеры, так и вместо него (если камера позволяет использовать съемную оптику).
Второй вариант обеспечивает гораздо более высокое качество изображения на выходе, за счет использования специально рассчитанного макрообъектива для пересъемки изображения с матового экрана, однако и стоит значительно дороже, иногда почти вдвое.
Цена вопроса:
Пожалуй наиболее качественный адаптер из недорогих — SGblade (http://www.sgpro.co.uk/ ) он ставится на штатный объектив камеры. Существуют две комплектации с оборачивающей призмой и без. Комплект выдающий перевернутое изображение стоит 699 фунтов, прямое — 899 фунтов. Покупается на сайте производителя (пересылка вроде пока предлагают бесплатно). В аренду в России мне не попадался.
Другой вариант Letus35 Ultimate (http://www.letusdirect.com/cart/letus35-ultimate.html ) — на выходе прямое изображение; можно ставить как на штатный объектив так и вместо него (докупив модуль). Стоит 3 999 долларов (что входит в цену не понятно, но похоже, что только сам адаптер так как есть еще некий набор за 4 797 долларов), адаптер для камер с матрицей 2/3 дюйма (beta sp и т.п.) — 2 999 долларов, адаптер для камер с матрицей 1/3 дюйма (panasonic hpx300, sony z7 и jvc hd series.) — 2 699 долларов. Покупается тоже на сайте производителя.
Самый хороший вариант P+S technik mini35 (pro 35) (http://www.pstechnik.de/en/digitalfilm-mini35-converter.php ) или по русски (http://www.sintex.ru/equipment/opticadapters.htm ). На выходе прямое изображение, включается сам вместе с камерой, сделан очень качественно довольно известной немецкой фирмой. Цена 6 600 евро. Купить можно в Москве у дилера. Можно взять в аренду вместе с разными камерами. Примерные цены можно посмотреть например здесь: http://www.fdproduction.ru/prokat_optika.html
Лично мне довелось работать на адаптере SGblade без оборачивающей призмы в связке с камерой Sony EX-3. Камера была выбрана режиссером.
Я предлагал использовать более компактную камеру Sony EX-1, поскольку отличаются они в основном наличием сменной оптики у EX-3, что в данном случае не было актуально. В результате мы получили излишне громоздкую конструкцию, которая к тому же не позволяла штатным способом перевернуть изображение. Пришлось воспользоваться функцией переворота изображения в видоискателе, изображение перестало быть перевернутым вверх ногами, но стало зеркальным, из-за чего приходилось постоянно думать о том, в какую же сторону на самом деле надо вести панораму, а не собственно о съемках. В целом же результат на выходе скорее радовал. Хотя полученная мягкость изображения не совсем, на мой взгляд, соответствовала теме фильма (но это уже не технический вопрос, и режиссер это проблемой не считал). По удобству в работе камера с адаптером сильно уступает как просто видеокамере, так и пленочной 35-миллиметровой камере несмотря на сравнимые габариты. Много проблем адаптер создавал и при фокусировке, работать было сложнее, чем с той же видеокамерой без адаптера. Если в игровом кино эта проблема не очень актуальна, так как обычно есть ассистент по фокусу, то в кино документальном такой должности обычно нет, да и ни к чему. Использование адаптера повлияло также на баланс камеры. Если при съемке со штатива это не доставляло неудобств, то работать с рук было сложно, так как вес адаптера сравним с весом самой камеры и вся эта красота висит на конце объектива… При своем двухметровом росте я едва дотягивался до кольца фокусировки внешнего объектива.
Подводя итог, думаю, что все перечисленные неудобства не всегда являются критичными и во многих случаях их можно избежать, тщательно подбирая технику в соответствии с задачей. На мой взгляд, в документальном кино такое решение может быть особенно выгодно в сочетании со снимающими видео цифровыми фотоаппаратами, об особенностях которых я расскажу отдельно.