Сценарий неигрового фильма
(Краткий конспект последней лекции Л. А. Гуревича )
Подготовка необходима. Что я ищу — это и есть сценарий.
Сценарий и сценарный план — разные вещи.
Сценарий — это не только структура будущего фильма, он выражает дух и характер автора.
Подобно портику античного храма, сценарий держится на «колоннах».
1. Тема. Или выбор материала. Основной вопрос — про что?
50% успеха зависит от выбора героя. Это важное дело. Герой должен уметь общаться. Тематическая сторона: было — не было? Было все. Но все равно важно, что. И должно быть «своим».
2. Идея. Во имя чего?
Например, фильм-портрет: на досуге, в семье, и т.д., но в чем идея? Идея судьбы. Но не «икона». Уже в идее есть message.
3. Как?
Мотором действия является конфликт. Автор должен определить свою позицию. В положении «над схваткой» главное — не засушить бы сюжет.
4. Конструкция
Здесь и возникает сценарный план — перечень эпизодов с целью достижения максимальной выразительности. Прежде всего, нужны эпизоды.
Вербализовывать нельзя. Изображение первично. Сценарный план — это рабочий чертеж, конструкция. Необходимо чередование ритмов. Все имеет начало, середину и конец. Желая передать хаос, надо попытаться его организовать.
5. Стиль
Нет «очерка». Должна быть драма, комедия, мелодрама… Необходимо решить для себя, по каким законам все это будет двигаться. Стиль многоплановое понятие — стиль художника, школы, эпохи…
Резюме: необходимо владеть всеми пятью «опорами».
Сценарий пишется несколько раз: в голове, на бумаге, во время съемок (не редко возникает необходимость отказаться от одного эпизода и заменить его другим), на монтаже.