Подводные киносъемки на «Океанах»

Подводные киносъемки на «Океанах»
Подводный оператор Дидье Нойро (Didier Noirot) рядом с большой белой акулой. photo Pascal Kobeh

«Киносъемки — командная игра» — эта фраза американского оператора Уолли Пфистера (Wally Pfister, ASC) прекрасно подходит к описанию съемок фильма «Океаны» режиссеров Жака Перрена (Jacques Perrin) и Жака Клюзо (Jacques Cluzaud).

На картине работало 17 операторов-постановщиков. Люк Дрион (Luc Drion, SBC) осуществлял съемки в движении на поверхности, а также воздушные съемки. Материал снятый Лораном Шарбонье (Laurent Charbonnier) вошел в эпизоды с черепахами и игуанами. Дидье Нойро (Didier Noirot), Рене Эзе (Rene Heuzey), Дэвид Ричерт (David Reichert), Жан-Франсуа Барто (Jean-François Barthod), Ясуси Окумура (Yasushi Okumura) работали несколько лет над потрясающими подводными кадрами. Лучиано Товоли (Luciano Tovoli) работал со светом во всех эпизодах в музее и контролировал финальную цветокоррекцию. Филипп Рос (Philippe Ros, AFC) отвечал за ночные подводные съемки, съемки в аквариумах, макро- и микросъемки, а так же осуществлял технический надзор в области цифровых технологий и создал для фильма целый ряд цифровых инструментов.

philippe-ros
Philippe Ros, dp and digital imaging director. photo Pascal Kobeh

Все съемки на поверхности сделаны на пленку 35 мм. И почти весь подводный материал, за исключением рапидов и нескольких других сцен, снимался на hd камеры (в основном sony f900). hd технология была выбрана за возможность длительной (40 минут) съемки без перезарядки камеры, по сравнению со стандартной 120 метровой кассетой кинокамеры (4 минуты). В монтаж поступал материал с совершенно разных объектов, с разным состоянием моря, цветом, текстурой, временем суток, в разных форматах, снятый разными операторами в течении нескольких лет. И все это должно было сочетаться. Команда работавшая над постпродакшеном фильма разработала уникальные инструменты для управления цветом, очистки пленочного и увеличения цифрового материала (чистовой монтаж и цветокоррекция «Океанов» велись в формате 4k).

Подводные операторы

didier-noirot-arctica
Подводный оператор Дидье Нойро (Didier Noirot) на съемках в Арктике.

Дидье Нойро (Didier Noirot) работал на «Океанах» как подводный оператор-постановщик. Он так же участвовал в цветокоррекции подводных сцен. Именно он снят на фотографии в начале статьи вместе с большой белой акулой размером со школьный автобус.

В фильме есть поразительные кадры, на которых ученый Франсуа Сарано (Francois Sarrano) спокойно плавает за белой акулой. Это очень лиричная сцена. Он выглядит преобразившимся, детеныш акулы плывет за родителем. Я был удивлен — как они это сняли?

Дидье Нойро живет неподалеку от Гренобля. Он родился в городке Сен-Жиль, расположенном в регионе Вандея. Он начинал свою карьеру как фотограф и присоединился к команде Жака-Ива Кусто (Jacques-Yves Cousteau) в качестве фотографа и водолаза. Однажды Кусто спросил: «Почему ты всегда снимаешь на фото? Почему не снимаешь кино?» Это стало началом долгих пятнадцати лет дружбы и сотрудничества.

Дидье десять лет работал подводным оператором на сериале BBC «Голубая Планета» и других выдающихся проектах.

На «Океанах» первый год был потрачен на пробы, планирование и подготовку оборудования. Работа началась в 2005 — 12 недель проб. И продолжилась с 2006 по 2008 — более 15 месяцев, проведенных на съемках.

Большая часть времени при подготовке была посвящена разработке подводных боксов для четырех камер sony hdw-f900/3, изготовленных швейцарским инженером Жан-Клодом Протта (Jean-Claude Protta).

Каждый бокс начинался со стокилограммового цельного куска алюминия почти метровой длины. После обработки он весил 17 килограммов, и не имел ни одного дефекта или сварного шва. Больше всего это было похоже на швейцарские часы.

subspace-galatee-housing
Подводный бокс для камеры Sony hdw-f900

Для того что бы получить максимально возможное качество Christian Mourier из Sony France и Olivier Garcia из HD-Systems, ориентируясь на пробы снятые Филиппом Росом, разработали специальные гамма-кривые и файлы пресетов для камеры, которая должна была управляться двумя ручками, выведенными на поверхность бокса для подводных съемок. Это позволяло не пробираться через меню камеры к нужным настройкам, что было бы слишком долго и трудно. Как заметил Дидье, «животные просто уплывут, пока мы будем копаться в меню. Управление через переключатель быстрее и удобнее»

Пресеты камеры выбирались в основном в зависимости от цвета и прозрачности воды. Основная задача состояла в том, чтобы изображение с кинопленки и цифровых камер минимально отличались друг от друга, поэтому цвет, контраст, насыщенность и резкость правились на постпродакшене. Филипп Рос проинструктировал все съемочные группы, чтобы они работали с учетом технологии digital intermediate, применявшейся при создании фильма.

Несколько подводных сцен было снято на кинопленку, камерой aaton 35 в подводном боксе, принадлежавшей студии galatee films. Дидье объясняет: «В невероятно влажных условиях Коста-Рики было слишком сыро для видеокамер. Мы не хотели рисковать. Камера aaton снимала с частотой 25 к/с. Кроме того, мы использовали и камеру arri 35-3 для рапидов в 75 к/с. Но время съемки было ограничено 120 метровой кассетой».

Не каждый готов снимать под водой короткими кадрами на 35 мм. Именно здесь пригодился опыт работы с Кусто и для BBC — точное знание, когда включить камеру, когда экономить пленку, и как не пропустить кадр. Для подводных съемок использовалась пленка kodak 50d и 250d. Дидье говорит: «Одно из преимуществ пленки — это ее работа в светах. И огромное достижение Филиппа Роса и его команды — подгонка цифрового изображения к кинопленке, особенно в светах. На пленке мы имеем большую фотографическую широту. На видео меньше. Разработанные для этого фильма гамма-кривые позволили увеличить динамический диапазон камер. Мы не могли уменьшать экспозицию из-за шумов в тенях. С другой стороны, было важно сохранить света. Так что нам пришлось серьезно поработать над этим».

Почему подводные операторы живут в горах? Дидье живет в Гренобле. Дэвид Ричерт (David Reichert) — американец, живущий в Джексон-Хоул (Jackson Hole), Вайоминг был подводным оператором на «Океанах», он провел на съемках примерно 600 съемочных дней в течении 4 лет.

francois-sarrano-and-shark
Ученый Франсуа Сарано (Francois Sarrano) плавает рядом с белой акулой.

Давид рассказывает об эпизоде с акулами на Гуадалупе: «Этого никто не делал до сих пор. Именно о таких вещах говорят „не пытайтесь повторить самостоятельно". Команда смогла работать с акулами, потому что изменилось их отношение — мы работали вместе. Это выглядело, как будто акулы стали относятся к людям как к акулам. Я иногда думал, что мы глупее их.»

«Мы использовали камеры sony f900, модернизированные galatee films. Мы постоянно переключали настройки гаммы в зависимости от кадра. Под водой постоянно серьезные проблемы со светом из-за того, что солнце светит через поверхность воды и рассеивается, проходя через разные слои. Как правило, у вас большая яркая область наверху, которая постепенно переходит в полную темноту с блестящими рыбами и дайвером в кадре».

«Кадр с f900 увеличивался для большого экрана. На корпус бокса были вынесены кнопки, управляющие гаммой, т.е. контрастом. Мы снимали на глубине от 0 до 30 метров, постоянно меняя значение гаммы.»

«Был изготовлен очень удобный бокс для подводной съемки, который позволял нам плавать быстро. Он был похож на торпеду. Мы использовали объективы zeiss digizoom 6-24 мм.»

rene-heuzey-and-rebreather
Подводный оператор Рене Эзе (Rene Heuzey)

«При погружениях мы использовали ребризеры и другое оборудование. Оборудование выбиралось в зависимости от ситуации. Например, на глубине 6 метров мы использовали небольшой кислородный ребризер „cobra". А для преследования китов — небольшой баллон размером с банку сардин, закрепленный на плече. Иногда мы также использовали трубки или обычные воздушные баллоны.»

«Съемки голубых китов потребовали немало терпения. Работая вместе с учеными мы узнали, что киты кормятся планктоном и крилем, который делает воду мутной. Используя космические снимки, ученые могут определять количество хлорофилла в воде. Так что в итоге мы находили достаточно прозрачную для съемок воду. Мы возвращались на место съемок через год, уже имея опыт предыдущего года. На этих съемках принимались во внимание любые идеи. Если это было возможно — мы пробовали.»

Проверочные листы

check-list-at-sea

Филипп Рос подвергал команды, работающие под водой, безжалостным проверкам перед каждым погружением, что обеспечивало стабильное качество изображения.

Укрощение гаммы

Когда вы снимаете под водой актера размером со школьный автобус и с очень острыми зубами, скорее всего, у вас не будет достаточно времени, чтобы копаться в меню, меняя настройки гамма-кривой и пресеты камеры.

Однако, как подводный оператор, вы знаете, что вам придется иметь дело с самыми разными условиями освещения, цветом и прозрачностью воды. И в этих условиях может помочь табличка, закрепленная позади подводного бокса. Больше всего это похоже на таблицу экспозиции («облака», «солнце», «тень» и т.д.).

check-list-gamma-curves

На корпусе бокса расположены две ручки, позволяющие выставлять настройки в меню. У каждой ручки есть 5 позиций. Одна из них управляла гамма-кривыми, а вторая — выбором пресета. И эта система была центром концепции «цифровой кинопленки», предложенной Филиппом Росом.

Пробы снятые Филиппом Росом для фильма «Океаны»: Vimeo

Рабочие моменты съемок в «Подводной Студии» около Новой Каледонии: Vimeo

ProDocumentary avatar
Автор — Джон Фауер (Jon Fauer)
Оригинал статьи был напечатан в журнале «Film and Digital Times» .

Перевод опубликован с любезного разрешения автора статьи Джона Фауера (Jon Fauer).
Благодарим за предоставленные фотографии Филиппа Роса (Philippe Ros) , а так же исполнительного продюсера фильма «Океаны» Олли Барбе (Olli Barbe).