Шаговик

Шаговик

Режиссер: Борис Галантер
Автор сценария: Борис Галантер
Оператор: Борис Шапиро
Студия: Свердловская киностудия
Продолжительность: 2 части
Год выпуска: 1969

Лошадь Косынка не первый год ходит в шаговике, обучая рысаков ровному, ритмичному шагу. Скоро она ожеребится, и в шаговик встанет другая лошадь.

«Свердловская школа» документального кино — понятие, давно ставшее брэндом. Фильм — один из первых образцов «свердловской школы», классика жанра.

«„Шаговик“ („Косынка“) рассказывает о немолодой уже кобыле Косынке, которая всю жизнь работает на круге — „шаговике“ и учит молодых лошадей „ровному бегу“. У кобылы рождается жеребенок, но его отбирают, и кобыла должна вновь идти на „шаговик“. Сам Борис Галантер вкладывал в картину грустное содержание — жизнь идет по кругу, все предопределено, никакой свободы, никакого права на личное счастье, да и все его современники, думаю, однозначно считывали смысл этой истории, несмотря на то, что в фильме она рассказана не так уж внятно. Но любить этот фильм, пожалуй, надо за другое: за бесконечную поэзию и образность изображения и монтажа. Очень контрастная черно-белая советская пленка, зима, ничего лишнего. В фильме нет закадрового текста, нет интервью. Есть только краткие титры на черном фоне, шумы и музыка. Фактически фильм апеллирует к стилистике немого кинематографа. Строгая графика кадра и на этом фоне очень живые лица — человека и лошади. Лицо старика, который работает с Косынкой — это целый мир. Чем-то отдаленно он напоминает Врубелевского „Пана“. Его глаза, заиндивевшая борода… Как он общается с лошадьми. Все это кадры, которые невозможно забыть. На фоне морщин этого человека и его неявной, но неопровержимой любви к животным вся символика „Шаговика“ меркнет. Для меня это фильм о грустной любви человека и лошади, пусть смеются надо мной критики. Ну, и о том, конечно, что жизнь печальна и жестока не менее, чем прекрасна.»

Мария Волчанская
«Лучшие дни нашей жизни»