Обыкновенный фашизм

Обыкновенный фашизм

Режиссер: Михаил Ромм
Авторы сценария: Михаил Ромм , Майя Туровская, Юрий Ханютин
Оператор: Герман Лавров
Композитор: Алемдар Караманов
Студия: Мосфильм
Продолжительность: 14 частей (2 серии)
Год выпуска: 1965

Принципиально важным для дальнейшего развития «кинематографической» традиции в монтаже звуковых документальных фильмов является то, что закадровый голос принадлежит не просто диктору, но комментатору. Комментатор вместе со зрителем смотрит фильм и поясняет происходящее, а не заставляет киноматериал иллюстрировать заранее написанный текст.

  • Спец. Высший приз и премия кинокритиков, МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге, 1965 г.
  • Специальный приз жюри режиссеру по разделу хроникально-документальных фильмов, ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль), 1966 г.

«В перерыве между двумя художественными фильмами я решил сделать фильм документальный. Я думал, что это легко. Случаи, когда режиссеры художественного кино берутся за создание документальных лент, не так уж редки. Я могу сослаться на творчество А. Довженко, С. Герасимова, Ю. Райзмана, С. Юткевича, на свой опыт. Работа над документальным фильмом — школа правды, и потому тех, кто посвятил себя игровому кинематографу, время от времени тянет к точности изображения, к документальности. Впрочем, у меня не было желания изменять игровому кинематографу, которому я отдал тридцать лет жизни. Дело было в другом: меня заинтересовал материал и важность темы. Повторяю, я думал, что сделать это будет не трудно: снимать ничего не надо, и самое сложное, что есть в художественном кино — долгая и кропотливая подготовка к съемкам и сами съемки, — здесь не нужны. Напротив, думал я, здесь неисчерпаемое количество готового материала — сиди и монтируй. Но я ошибся. Оказалось, что задача, которая стала передо мной, невероятно трудна.»

Рассказ М. Ромма о том, как снимался этот фильм

На сайте журнала «Искусство кино» можно прочесть интервью с соавтором сценария фильма Майей Туровской
«Обыкновенный фашизм, или Сорок лет спустя»

Интервью с переводчиком, работавшим на съемках фильма Эллионорой Фигон:
«Понимать суть фашизма»