Пелешян Артавазд Ашотович

Пелешян Артавазд Ашотович

Профессия: режиссер, сценарист
Дата рождения: 22февраля 1938 г.

Окончил ВГИК (мастерская Л.Кристи, 1967 г.). Уже студенческие фильмы принесли ему ряд призов и известность. Автор ряда теоретических работ о кино, которые переведены на многие языки. Они собраны в знаменитой книге «Моё кино», ставшей новым шагом в развитии кинотеории.

Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1979 г.). Заслуженный деятель искусств России (1995 г.). Орден «Святой Месроп Маштоц» (1996 г.). Премия «Лавр», «За вклад в кинолетопись» (2003 г.).

Живет в Ереване и Москве.

«Родился 22 Февраля 1938 г. в Ленинакане (ныне Гюмри). С 1963 по 1967 гг. учился во ВГИКе, и первые же поставленные им короткометражные фильмы „Горный патруль", „Земля людей" и „Начало" принесли ему не просто известность, но славу: им давали призы, специалисты обсуждали его уникальный монтаж, игравший важную роль, поскольку нередко большая часть фильмов Пелешяна сделана на архивном материале. Его монтаж, вызывал в памяти стихи, а не привычную структуру и ритмику документального кино. По словам режиссера, интересом к законам киноязыка он был обязан своему учителю Леониду Кристи. Хотя ранние работы Пелешяна чем-то напоминают фильмы С. Эйзенштейна и Д. Вертова, однако и киноведы, и зрители практически сразу же почувствовали в чем отличие: то, что казалось сходством, было чисто внешним, а по сути, они были диаметрально противоположны друг другу, в них использованы принципиально разные кинематографические средства.

В 1969 г. вышел в свет фильм „Мы" (по названию поэмы одного армянского поэта, которое встречалось в дневниках Вертова), построенный на энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна. Он сразу стал популярным.

Его произведения о вечном, все — через человека — о человечестве. „Когда я называл фильм ‚Мы‘, я имел в виду армянский народ, но и он лишь часть куда большего Мы", — утверждал автор. И так продолжалось в любой работе, будь то „Осенняя пастораль", „Времена года" , „Наш век", „Жизнь". Когда его спросили, о чем фильм „Времена года" , Пелешян ответил: обо всем, не только о временах года или о людях, но обо всем. Режиссер Л.Гуревич говорил о нем: „Высокопочитаемый и любимый мною мастер, Артавазд Пелешян, в жизни молчалив, горд, склонен к самоуглубленности, к одиночеству. И его фильмы полны этой мощной самодостаточности, эпического самостояния, ими правят идеи, но не персоны, не личности".

Пелешян вошел в историю кино не только как практик изобретенного им метода, который он назвал „дистанционным монтажом", но и как теоретик, продвинувший развитие теории монтажа, начатое Вертовым и Эйзенштейном. Это открытие и позволило ему делать, по образному выражению Сергея Муратова, „кино в степени кино".

По словам Пелешяна, в отличие от принципов монтажа Вертова и Эйзенштейна, которые связывали и обыгрывали „смежные кадры", что порождало у зрителя различные ассоциации и символы, он предпочитал ставить необходимые кадры не рядом, а далеко друг от друга. При этом, утверждал режиссер, „на дистанции" эти кадры, сопровожденные звуком, функционировали не только лучше, но и сильнее воздействовали на зрителя.

Так в фильме „Мы" первый опорный элемент дистанционного монтажа, лицо девочки, появлялся в самом начале картины. При этом включалась музыка и шла пауза на затемнении, весь фрагмент передавал ощущение задумчивости и тревоги. Во второй раз лицо девочки появлялось лишь через пятьсот метров пленки, оно сопровождалось тем же звуковым аккордом. И в самом конце фильма в третий раз появлялся этот опорный элемент монтажа, то уже лишь в виде звукового аккорда: зритель видел уже не лицо девочки, а людей, вышедших на балкон, и в этот момент звучал все тот же симфонический аккорд. Такой монтаж поддерживал общую возможность дистанционного, отделенного по времени и протяженности фильма воздействия на зрителя. Основные опорные элементы монтажа конденсировали выражение темы, но будучи связанными дистанционно, помогали смысловому развитию даже тех кадров, с которыми у них не было прямого и непосредственного контакта.

Четко выстраивая теоретическую базу, режиссер шел от чувства. Он утверждал, что свойство художника — не следовать сформулированным принципам, а наоборот: на материале уже созданного произведения искусства понимать, каким образом оно получилось таким, а не иным. Пелешян утверждал, что открыл новые возможности в природе самого кино, что они жили и живут в сущности кинематографа как такового, он же только реализовал их на пленке.

Сергей Параджанов назвал Пелешяна „одним из немногих подлинных киногениев". Теоретики кино называют его метод дистанционного монтажа еще и „интуитивно-духовным", мотивируя определение тем, что от зрителей он требует такого же душевного усилия при восприятии, как и от его автора. По следам Пелешяна пытается идти популярный Годфри Реджио, утверждавший: „Мой идол в кино — Артавазд Пелешян, армянский документалист, гений. Если я произвожу искры, то он — шаровые молнии".

Однако фильмы Пелешяна трудно увидеть. Их представляют в ретроспективах кинофестивалей, но по телевидению показывают редко, а на большом экране — практически никогда. Режиссер, которого называют классиком, последний фильм с трагическим названием „Конец" сделал в 1993. С тех пор — молчание. Чем оно вызвано? Ответить можно словами кинокритика Людмилы Донец: тут „угадывается или придумывается какая-то закономерность. Времена социальных переворотов и сломов — не времена Пелешяна. Он — ‚вечности заложник‘. Интенсивность эстетической структуры его фильмов такова, что они представляют огромное силовое поле, словно эта пленка весит больше обычной и разматывается не по горизонтали, а по вертикали — в глубину и в высоту".»

Наталья Василькова

Фильмография: 

  • «Горный патруль» 1965 г.
  • «Земля людей» 1966 г.
  • «Начало» 1967 г.
  • «Мы» 1969 г. (Гран-при в разделе неигрового кино, МКФ к/м фильмов в Оберхаузене, 1970 г.)
  • «Обитатели» 1971 г.
  • «Времена года» 1975 г.
  • «Наш век» 1982 г. (Гос. премия Армянской ССР, 1985 г.)
  • «Бог в России» 1984 г.
  • «Цвета осеннего рынка» 1985 г.
  • «Конец» 1993 г. (Гран-при, Приз критики, Приз зрительских симпатий, ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге, 1994 г.)
  • «Жизнь» 1993 г. (Гран-при, Приз критики, Приз зрительских симпатий, ОКФ неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге, 1994 г.)
  • «Природа» 2020 г.