Галантер Борис Давыдович

Галантер Борис Давыдович

Профессия: режиссер
Дата рождения: 28 ноября 1935 г.

Окончил Режиссерские курсы киностудии им. А. П. Довженко (1959 г.). Работал на «Киргизфильме», Свердловском ТВ, ТО «Экран». Вел экспериментальную режиссерскую мастерскую на отделении неигрового кино Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Умер — 23 марта 1992 г.

«Если воспринимать перестроечную документалистику как фонтан социальных обличений, забивший из-под серого идеологического грунта, то Борис Галантер никоим образом к ней не причастен. Если же видеть в ней утверждение суверенного права автора на свободное кинематографическое высказывание, на личный тон и субъективный взгляд, то Б. Г.—ее несомненный предтеча. Его фильмы укладывали на „полку" и истязали поправками не за политическую крамолу — ее не было. Но были „неуставная" вольность сложения, неказенный романтизм и тайная тоска, которая витала в воздухе этого кино и которую тренированный чиновничий нюх опознавал с ходу.

Вроде бы точно в обещанный срок реконструирован прокатный стан, массы объяты единым порывом трудового энтузиазма — но грустно пыхтит паровозик-тихоход, печально стелется туман над речкой („Двадцать дней жаркого лета"). Отмучилась наконец кобыла Косынка, родила статного жеребенка — но отрывают его от матери, ведь для людей она тягло („Шаговик" ). Пилот хоть и после аварии, но с управлением самолета справится, это видно — но упорствует медкомиссия, не пускает его в небо („Лучшие дни нашей жизни" ). Он не подглядывал — наблюдал, и опыт его кинонаблюдений за человеком был значителен: сначала операторские работы в Киргизии, потом авторские фильмы, снятые уже в Свердловске. Б. Г. обнажал отношения с героем, пусть даже они конфликтны. Его фильм о Майе Плисецкой построен как дуэль, и эта острая, нервная форма очень точно „прилегает" к авторскому замыслу. Можно только догадываться, каким стал бы его фильм о Мстиславе Ростроповиче — в необработанной породе отснятого материала угадывается тематический контур: талант как дар и бремя; испытание на прочность в столкновении с суетным — в себе и вовне. Этот же контур просвечивал в фильмах-кентаврах „Жизнь Бетховена", „И с вами снова я", „Кое-что из губернской жизни", „Четыре клоуна под одной крышей", скроенных Б. Г. из разнородной — игровой и документальной — материи в те годы, когда неигровые рамки стали ему тесны. Художественное документальное кино — это не оксюморон, а формула того, к чему он был устремлен. Говорил, что ощущает путь в неигровом кино как движение от хорошей журналистики к высокой литературе. И на этом пути примечал, как стая белых птиц прибивается под крыло самолета, как искрят цветные огни над первой сходящей со стана трубой, как яростно пляшет в сельской избе одинокий инвалид, как вьется тополиный пух стариковского прощания с уходящей жизнью…»

Леонид Гуревич .
Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст.
Т. I. СПб, «Сеанс», 2001 г.

Фильмография:

  • «Сегодняшние заботы» (совместно с Ильей Гореликом) 1964 г.
  • «Там, за горами, горизонт» (совместно с И. Герштейном) 1965 г.
  • «Бумеранг» (совместно с И. Герштейном) 1965 г.
  • «Лучшие дни нашей жизни» 1968 г.
  • «Шаговик» («Косынка») 1969 г.
  • «Там, где твой дом» 1971 г.
  • «Ярмарка» 1972 г.
  • «20 дней жаркого лета» 1974 г.
  • «Джульетта» 1974 г.
  • «Последние игры» 1975 г.
  • «Эхо» 1976 г.
  • «Ехала деревня» 1977 г.
  • «Я сказал тебе все» 1978 г.
  • «И с вами снова я…» 1981 г.
  • «Четыре клоуна под крышей» 1985 г.
  • «Майя Плисецкая — знакомая и незнакомая» 1987 г. (приз МТФ «Злата Прага», Прага, 1988 г.)