Клушанцев Павел Владимирович

Клушанцев Павел Владимирович

Профессия: режиссер, сценарист, оператор
Дата рождения: 25 февраля 1910 г.

В 1930 г. окончил операторский факультет Ленинградского Кинотехникума. С1930 г. по 1934 г. работал на студии «Белгоскино». В 1934 Перешел на «Ленфильм», где в 1937 г. основал цех комбинированных съемок. Во время Великой Отечественной войны работал оператором и режиссёром на студии «Сибтехфильм», выпускавшей военно-учебные фильмы. С 1945 г. работал на к/с «Леннаучфильм».

Совместил научно-популярное кино с научной фантастикой. Считается родоначальником этого жанра в мировом кинематографе. Автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок, многие из которых заимствовали кинематографисты разных стран.

Автор ряда научно-популярных книг для детей.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970 г.)

Умер — 27 апреля 1999 г.

Стэнли Кубрик и Джордж Лукас — люди, стоявшие у истоков того, чем стал сегодня фантастический кинематограф — называют Клушанцева своим «крёстным отцом» и учителем, на его фильмах изучают операторское мастерство.

«Известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, дважды лауреат самой престижной в мире кинопремии „Оскар" Р. Скотак прислал Павлу Владимировичу большое письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможностях кино и что скрупулезно изучил в Синематеке фильмы Клушанцева. Но для него остаются неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые, по его мнению, можно реализовать только с помощью компьютерных технологий. А ведь все свои фильмы Клушанцев снял задолго до их появления.

Вскоре в Америку ушла увесистая бандероль с рукописью, в которой Клушанцев без каких-либо условий и просьб об оплате раскрывал свои киношные секреты, подкрепленные детальным описанием и множеством фотографий. Мастер был безмерно рад уже тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами.

Но и подробные разъяснения Клушанцева не убедили Скотака. И тогда он сам прилетел в Санкт-Петербург.

Вскоре, в 1995 году, в 85 летний юбилей Павла Владимировича, в США, на канале „Discovery" выходят две передачи о нем, подготовленные Скотаком — „The Last Frontier". Одновременно журнал „American Cinematographer" опубликовал две обширные статьи „Клушанцев — российский мастер фантастики", где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один ряд с признанными гениями мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном, Джорджем Полом.

Скотак, прекрасно знающий „Who is Who" в кино, откровенно писал, что появлению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир обязан не „Звёздным войнам" и даже не Стенли Кубрику, который снял свою „Космическую Одиссею" гораздо раньше „Войн" (в далёком 1968 году), а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, беспрецедентному космическому киносериалу: „Метеориты" (1947 г.), „Вселенная" (1951 г.), „Дорога к звездам" (1957 г.), „Планета бурь" (1961 г.), „Луна" (1965 г.), „Марс" (1968 г.)»

Игорь Войтенко
«Человек с другой планеты»

Фильмография: 

  • «Семь барьеров» 1935 г.
  • «Неустрашимые» 1937 г.
  • «Полярное сияние» 1946 г.
  • «Метеориты» 1947 г.
  • «Вселенная» 1951 г. (Приз Международного Кинофестиваля в Карловых Варах, 1952 г.; Диплом IV Международного фестиваля в Париже, 1952 г.)
  • «Тайна вещества» 1956 г.
  • «Дорога к звездам» 1957 г. (Приз на I ВКФ (Всесоюзный кинофестиваль), 1958 г.; Приз I Международного Кинофестиваля Технических и Научных Фильмов, Белград, 1958 г.)
  • «Планета бурь» 1961 г.
  • «Луна» 1965 г. (Приз «Золотой Тюлень», Международного Кинофестиваля Фантастических фильмов в Триесте, 1966 г.)
  • «Марс» 1968 г.
  • «Вижу Землю!» 1970 г.