На волю в пампасы

На волю в пампасы

Рецензия на фильм «Куба. Особый период» Никиты Сутырина

Поскольку сегодня суббота и погода у нас в Москве солнечная, я вообще не хотела писать никаких рецензий. Однако решила, что «Куба. Особый период» условно московского режиссера Никиты Сутырина (Урал, судя по публикациям в прессе, оспаривает у Москвы право считать его своим земляком) вполне соответствует субботнему настроению. Наград на фестивале фильм не получил.

Фильм солнечный. Кажется, за 52 минуты сумерки не наступили ни разу. Кстати, о 52 минутах… Формат-то телевизионный… А фильм был показан в конкурсе ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ фильмов (как и ряд других вполне форматных по целому ряду признаков произведений). Вообще это очень интересно, что мы сегодня называем телевизионным документальным фильмом, и что — просто документальным? А главный вопрос — это откуда «документальные» фильмы без слова «телевизионный» могут взяться, если основной источник финансирования — Министерство культуры — при подаче заявки на грант просит справку с телеканала о потенциальном эфире? А у телеканалов, между прочим, свои требования к продукции, далеко не во всем совпадающие с «киношными», и телеканалы имеют на это право. Помимо телеканала, фильм может быть показан в кинотеатрах (для документального кино это, все же, ограниченный прокат), на кинофестивалях, в клубах или выложен в интернете. Прокат в кинотеатре снова предъявляет к фильму форматные требования — никто не пойдет в кино на короткометражку, тут нужен полный метр. Наибольшую творческую свободу на сегодняшний день предоставляет фестивальный прокат и интернет. Мне кажется так. Хотя интернет-аудитория в большей степени ориентирована на видео с ведущим, эта форма привычней и воспринимается лучше. Мой вывод, что, по сути, неформатное «документальное кино» с художественными поисками на сегодняшний день может сниматься либо авторами за свой счет, либо по заказу какой-то независимой организации, заинтересованной в создании фильма на определенную тему. Но это было лирическое отступление. Я лишь объясняю себе присутствие телевизионных фильмов в программе «документального кино».

Отправимся же, наконец, на Кубу, прочь от наших проблем. Жанр фильма я бы определила как «панорамная видеозарисовка». Фильм чувственный, даже почти эротический. Здесь можно долго резать серпом какие-то заросли, а перед этим долго ехать на телеге, можно долго наблюдать за гибкими юными танцовщицами, потом долго резать ананас и даже сглотнуть слюну при рассказе об ананасовом вине. А еще можно вспомнить пионерское детство, постоять на школьной линейке, и наконец-то вернуться к истокам — мечте о равноправии, свободе и равенстве. Вернуться по-кубински весело, с песнями, танцами и уже упомянутым ананасовым вином. Не знаю, выложен ли фильм в сеть, но однозначно рекомендую для субботнего просмотра. ну не все ж нам по тюрьмам то и общинам… И никаких маргиналов, алкоголиков и людей трудной судьбы вы в этом раздолбайски-мечтательном фильме не встретите. Герои — благородные и глубоко идейные энтузиасты, руководители детского театра и его участники, несут культуру в массы. Кстати, зачаровывают глубочайшим чувством собственного достоинства и уверенностью в правде своей жизни. Приобщайтесь, други! Только не ищите здесь сложной драматургии, конфликтов и разоблачений. Не найдете. Пампасы, воля!