Киношкола

Документальное кино Германии: сто лет между реальностью и искусством

Skladanowsky

В 1895 году, за два месяца до братьев Люмьер, показавших в Париже «Прибытие поезда», в берлинском wintergartenpalais братья Складановски (Sklаdanowsky) организовали для публики просмотр коротких лент с помощью собственного изобретения — так называемого «биоскопа». Среди первых сюжетов были и будничные сценки из жизни большого города. Так, в общем-то, и родилось документальное кино.

В кайзеровской Германии сформировался специфический жанр «культурного фильма» (kulturfilm), который в научно-популярной манере знакомил c любопытными фактами из мира животных, достижениями медицины и с другими странами. В годы Веймарской республики кинокомпания ufa выпускала «культурные фильмы», которые демонстрировались перед сеансом полнометражных картин в кинотеатрах.

Человек с другой планеты

Павел Клушанцев

 

Я принадлежу к тем, которые принесли пользу
и умерли, а потом люди сказали:

«Ах, это изобрёл и применил Иван Иванович!»,
а Иван Иванович вчера уже умер.

Павел Клушанцев

Когда в перестроечные годы Джордж Лукас, режиссёр одного из самых кассовых фильмов о космосе «Звёздные войны», посетил Москву, он попросил организовать ему встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. На недоуменный вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» — Лукас ответил: «Клушанцев — крёстный отец „Звёздных войн“. Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму».

Скудные сведения о Клушанцеве с трудом удалось раздобыть в научно-исследовательском институте кино: «Павел Клушанцев? Да, такой режиссёр работал на киностудии „Леннаучфильм“, в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается».

Лукасу солгали. Павел Владимирович Клушанцев был фактически насильно отлучен от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке.

«Наша мама - герой» как поворотный момент в истории

«Наша мама — герой»

Уже много лет у меня на слуху имя Николая Обуховича (см раздел «Классики» этого сайта). Я слышала «от старших», что он — великий человек, снимал замечательное кино. И вот только в этом году мне, наконец, удалось посмотреть три его фильма: «Председатель Малинина» (1976), «Наша мама — герой» (1979) и «Ночь разведенных мостов» (1977).

Все, что я пишу ниже — адресовано в первую очередь тем, кто пришел в неигровое кино в 21 веке, и, в силу тех или иных причин, так же, как я, чувствует, что недостаточно хорошо знает историю и понимает свое место в современности. Из трех фильмов Н.Обуховича я пока остановлюсь на одном, который, пожалуй, потряс меня больше всего. Об остальных постараюсь рассказать позже.

Про кино и цифровые фотоаппараты

Canon EOS 5D

Недавно в журнале «American Cinematographer» мне попалась статья о съемках кино на цифровой фотоаппарат Canon EOS 5D. Интересна она оказалась, прежде всего, тем, что написал ее человек, который может позволить себе снимать кино и на «взрослую» технику. Однако он осознано выбирает, казалось бы, совершенно не подходящий для этих целей инструмент и получает интересный результат. Ну и, кроме того, кино он снимает документальное, что полностью соответствует тематике нашего сайта. На мой взгляд, всегда интересно посмотреть, как работают другие. А вдруг удастся чему-нибудь научиться самому?

Ниже я выкладываю свой немного сокращенный перевод этой статьи на русский язык. Надеюсь это будет интересно не только мне. И очень робко надеюсь на то, что эта статья способна вызвать обсуждение у посетителей сайта.

Сценарий неигрового фильма

(Краткий конспект последней лекции Л. А. Гуревича)

Подготовка необходима. Что я ищу — это и есть сценарий. Сценарий и сценарный план — разные вещи. Сценарий — это не только структура будущего фильма, он выражает дух и характер автора.

Подобно портику античного храма, сценарий держится на «колоннах».

Зачем фильму замысел?

Пономарь

До сих пор среди режиссеров — неигровиков нередко возникают споры: нужен ли фильму сценарий или достаточно только заявки? Впрочем, кое-кто даже заявку объявляет роскошью. Понятно, что любой режиссер, снявший хотя бы три-четыре картины, спорит, опираясь на собственный успешный — или наоборот — опыт. Но молодые режиссеры такие споры нередко воспринимают всерьез.

Сам я убежден, что сценарий, как и степень его подробности — дело личных пристрастий. А вот внятная сценарная заявка...

Подписка на Киношкола | ProDocumentary.org
Яндекс.Метрика