«Дневник провинциалки»

А был ли мальчик?.. Был!

Леонид Гуревич

28 марта 2012 года в Белом Зале Дома Кино состоялся вечер памяти заслуженного деятеля искусств России Леонида Гуревича. Скучно звучит, не правда ли? Стоит ли обращать внимание на подобное событие в череде многочисленных «вечеров памяти» в Доме Кино? В этом году Леониду Гуревичу исполнилось бы 80 лет. Уже 11 лет, как его нет среди живых. Надо ли помнить?

Наум Клейман справедливо заметил, что потомки, которые будут изучать историю кино 20 века, не пройдут мимо имени Гуревича. Лично у меня, когда Гуревич умер, было чувство, что мир рухнул. Хотя я успела прозаниматься в его только что набранной мастерской всего пару месяцев. Как я понимаю сейчас, ощущение краха возникло справедливо.

Смотрите кино!

«Инокиня»

Дорогие друзья! Хотелось бы прорекламировать три фильма, которые мне повезло увидеть на фестивале «Россия» в Екатеринбурге, и которые в ближайшее время можно будет посмотреть в Москве.

Рассказываю в хронологическом порядке.

«Инокиня» белорусского режиссера Галины Адамович. Фильм удостоен Главного приза фестиваля «Россия». Лично мне показался интересным, поскольку решает очень сложную задачу — создать портрет совсем не простой по характеру женщины-монахини, регента хора. Используемые художественные средства весьма традиционны, но фильм постоянно держит в напряжении благодаря глубокому психологизму и трагическим перипетиям судьбы героини.

Нужна ли герою героизация?

Илья Гутман

В Клубе документального кино в «Художественном» в прошлую среду, сразу после 8 марта, состоялся очень неженский показ. Мы смотрели два фильма о военных операторах. Один снят известным режиссером и педагогом, руководителем киновидеостудии «Риск» И.А. Григорьевым, а второй — его учеником, молодым режиссером Константином Смирновым.

Фильм «Илья Гутман. Человек войны и мира» Игоря Григорьева — биографическая картина о человеке, прошедшем с камерой в руках всю Великую Отечественную Войну и прожившем потом долгую и полную событий жизнь. Картина романтическая, по словам самого Игоря Андреевича, рассказ о поколении. Режиссер показывает нам мир московской творческой интеллигенции прошлого века: Арбатские переулки, песни Булата Окуджавы, героический военный путь, романтическая любовь, налет диссидентства и неприятия советского официоза и, конечно, творчество и высокие моральные принципы. Картина последовательно-биографическая, отобраны эпизоды, демонстрирующие значимые вехи в судьбе героя, оттенки его характера и интеллектуальную составляющую жизни. В общем, хороший, интересный фильм о хорошем, интересном человеке. О Герое.

Клуб документального кино (к вопросу о документальном прокате в России)

kinozal

С ноября 2010 года prodocumentary.org участвует в работе Клуба документального кино «Окно в Россию. Связь времен» в кинотеатре «Художественный». Ввязаться в проект заставило желание понять, есть ли у нашей документалистики зритель, и если есть, то как встретиться с этим редким представителем породы homo sapiens, ради которого, единственно, и стоит работать. Как его найти, что ему показать, как объяснить, что документальное кино можно смотреть и даже, простите, любить? Документальный прокат в мире — это реально существующее явление, и почему мы, собственно, должны снимать ради отчетности в Минкульте, распиливания бюджета или по заказу и требованиям телеканалов, когда в природе существует «взаправдашний» ЗРИТЕЛЬ?

«Тот, кто с песней»

«Тот, кто с песней»

В истории нашего документального кино есть множество прекрасных фильмов — мудрых, интересных, философских, социально-значимых и т. д. Но есть особая категория. Я бы назвала их душевными. Сейчас это встречается не часто. Наверное, не то время. Конкуренция, деньги, необходимость добывать хоть какую-то работу. Вести задушевную беседу даже с друзьями совесть не позволяет. Что скажешь то? Хочешь не хочешь, а скатишься на жалобный мотивчик, что денег на кино нет, и где взять — не понятно. Унизительное положение для профессионала.

Двадцать с лишним лет назад, в 1988 году, на Свердловской киностудии был снят фильм «Тот, кто с песней» (автор сценария В. Хайдаров, режиссер В. Тарик). Фильм относится к редкому и замечательному жанру документальной комедии.

«Лучшие дни нашей жизни»

Борис Галантер

С «Ленинградской школы» резко переключаюсь на совсем другое кино — Бориса Галантера. По случайному совпадению несколько недель назад два его фильма — «Шаговик» и «Ехала деревня» показывали по каналу Культура, затем еще три — в клубе документального кино «Окно в Россию. Связь времен». Обещают в скором будущем устроить еще один показ этого необычного художника-документалиста. Кроме того, на вечере памяти Леонида Гуревича в Доме Кино демонстрировался фильм о нем Владислава Мирзояна.

Галантер — личность по-настоящему легендарная в документальном кино. Знающие люди любят рассказывать, что фильмы Бориса Галантера никогда не хотели принимать, несмотря на то, что ничего по-настоящему «антисоветского» в них не было.

Я не буду пытаться углубиться в историю, так как не знаю подробностей, надеюсь, «белые пятна» удастся восполнить в ближайшее время.

Председатель и режиссеры

«Председатель Малинина»

Некоторые потрясения в моей провинциальной жизни все-же произошли: канал «Культура» не принял мой фильм про подмосковный городок Ликино-Дулево и пришлось монтировать новую, «окультуренную» версию (у меня такое впервые). По ночам снятся кошмары про ужасно плохое кино, которое я сняла почему-то в Италии, и что меня вызывают куда-то ехать и под начальственным руководством монтировать «как скажуть».

Чтобы немного отвлечься, напишу пока дальше про Обуховича и не только. Фильм «Председатель Малинина» — один из очень известных (конечно, насколько вообще может быть у нас известным документальный фильм). Это фильм-портрет. Главная героиня — типичный для советской пропаганды образ, основанный на представлении о кухарке, которая может управлять государством.

«Наша мама - герой» как поворотный момент в истории

«Наша мама — герой»

Уже много лет у меня на слуху имя Николая Обуховича (см раздел «Классики» этого сайта). Я слышала «от старших», что он — великий человек, снимал замечательное кино. И вот только в этом году мне, наконец, удалось посмотреть три его фильма: «Председатель Малинина» (1976), «Наша мама — герой» (1979) и «Ночь разведенных мостов» (1977).

Все, что я пишу ниже — адресовано в первую очередь тем, кто пришел в неигровое кино в 21 веке, и, в силу тех или иных причин, так же, как я, чувствует, что недостаточно хорошо знает историю и понимает свое место в современности. Из трех фильмов Н.Обуховича я пока остановлюсь на одном, который, пожалуй, потряс меня больше всего. Об остальных постараюсь рассказать позже.

Почему мы не смотрим телевизор или об икре и макаронах

«Олигархи»

Почти 10 лет назад, поступая на ВКСР, я с вызовом посмотрела на приемную комиссию и сказала «Ну, вообще-то, телевизор я почти не смотрю». Я была уверена, что это сочтут за хамство и наглость — поступать на отделение документалистики и не смотреть телевизор. Какого же было мое удивление, когда комиссия во главе с Леонидом Абрамовичем Гуревичем чуть не хором воскликнула — «Так мы его тоже не смотрим!». И я как-то сразу поняла, что попала, что называется, «к своим».

Тем не менее, жить то как-то надо. Я оптимист и верю, что когда-нибудь, и даже скоро, будет и у нас документальный прокат. Но пока до этого далеко и «документалистика» востребована в основном только в телеформате. И вот пытаешься от фильма к фильму искать компромисс между собственными художественными принципами и требованиями канала (слава Богу, в моем лично случае они весьма щадящие по отношению к творчеству, так как эфир наших «музейных» фильмов проходит на «Культуре»).

И вот на днях мне вдруг показалось, что счастье на свете есть. Мне посоветовали посмотреть выложенный в интернете трехсерийный документальный фильм «Олигархи», снятый для канала «Арте».

Если бы не безмерное уважение к автору рекомендации, смотреть фильм с таким названием и состоящий из 3 серий по 52 минуты я бы ни за что не стала. Мой интерес к политике закончился на баррикадах у Белого Дома в 91 году прошлого века.

«Глубинка 35×45»

«Глубинка 35×45»

Наверное, вам будет смешно, если я скажу, что иногда смотрю кино. Документальное. И еще смешнее будет то, что я еще и пытаюсь в меру Богом данного ума об этом кино думать. А еще мне вдруг взбрело в голову об этом кино писать — и вот это, пожалуй, самое смешное, и я сама хохочу как безумная. Конечно, я не смогу писать обо всем. Мой мыслительный процесс, должна признаться, протекает неспешно. С провинциальной даже неспешностью, ибо я уже 6! лет снимаю фильмы для цикла «Провинциальные музеи России». Поэтому и начну я с провинции, с глубинки, с «Глубинки 35×45» Евгения Соломина.

Подписка на «Дневник провинциалки» | ProDocumentary.org
Яндекс.Метрика