«Лучшие дни нашей жизни»

Борис Галантер

С «Ленинградской школы» резко переключаюсь на совсем другое кино — Бориса Галантера. По случайному совпадению несколько недель назад два его фильма — «Шаговик» и «Ехала деревня» показывали по каналу Культура, затем еще три — в клубе документального кино «Окно в Россию. Связь времен». Обещают в скором будущем устроить еще один показ этого необычного художника-документалиста. Кроме того, на вечере памяти Леонида Гуревича в Доме Кино демонстрировался фильм о нем Владислава Мирзояна.

Галантер — личность по-настоящему легендарная в документальном кино. Знающие люди любят рассказывать, что фильмы Бориса Галантера никогда не хотели принимать, несмотря на то, что ничего по-настоящему «антисоветского» в них не было.

Я не буду пытаться углубиться в историю, так как не знаю подробностей, надеюсь, «белые пятна» удастся восполнить в ближайшее время.

Но фильмы Галантера я просто люблю с тех пор как впервые увидела несколько лет назад. В особенности два из них — «Шаговик» и «Лучшие дни нашей жизни». Это тот тип кино, который сейчас редко встречается. Прежде всего, в нем всегда присутствует драматургия и поэзия.

«Шаговик»«Шаговик» («Косынка» 1969) рассказывает о немолодой уже кобыле Косынке, которая всю жизнь работает на круге — «шаговике» и учит молодых лошадей «ровному бегу». У кобылы рождается жеребенок, но его отбирают, и кобыла должна вновь идти на «шаговик». Сам Борис Галантер вкладывал в картину грустное содержание — жизнь идет по кругу, все предопределено, никакой свободы, никакого права на личное счастье, да и все его современники, думаю, однозначно считывали смысл этой истории, несмотря на то, что в фильме она рассказана не так уж внятно. Но любить этот фильм, пожалуй, надо за другое: за бесконечную поэзию и образность изображения и монтажа. Очень контрастная черно-белая советская пленка, зима, ничего лишнего. В фильме нет закадрового текста, нет интервью. Есть только краткие титры на черном фоне, шумы и музыка. Фактически фильм апеллирует к стилистике немого кинематографа. Строгая графика кадра и на этом фоне очень живые лица — человека и лошади. Лицо старика, который работает с Косынкой — это целый мир. Чем-то отдаленно он напоминает Врубелевского «Пана». Его глаза, заиндивевшая борода... Как он общается с лошадьми. Все это кадры, которые невозможно забыть. На фоне морщин этого человека и его неявной, но неопровержимой любви к животным вся символика «Шаговика» меркнет. Для меня это фильм о грустной любви человека и лошади, пусть смеются надо мной критики. Ну, и о том, конечно, что жизнь печальна и жестока не менее, чем прекрасна.

«Лучшие дни нашей жизни»Другой фильм — «Лучшие дни нашей жизни» (1968), лично на меня действует, как с детства любимая книжка. То есть я не могу не идентифицировать себя совершенно по-детски с героями фильма и не сопереживать им. Герои фильма — летчики, влюбленные в небо, и не мыслящие себя вне профессии, но они не могут летать. Один из них после аварии лишился пальцев на руке. Фильм строится на очень важном для этого (и других подобных) человека моменте — попытке пройти медкомиссию, от которой зависит, пустят его в небо или нет. Не пускают... Хотя шансы есть, и вот, вроде бы, сейчас смилостивятся доктора. Сама комиссия — уж не знаю как это получилось, но лица — как на подбор. Это очень выразительные лица, они не злые, но они, эти сидящие в ряд за столом люди — непреодолимый барьер. Символ непреодолимого препятствия, с таким, казалось бы, человеческим лицом... Там, за этим барьером — небо, самолеты, стаи белых птиц под крылом — работа, без которой невозможно жить. Наверное, не случайно следующий фильм Галантера именно «Шаговик». Своего рода это логический итог «Лучших дней нашей жизни»... Когда нет возможности заниматься любимым делом, остается монотонная белоснежная рутина «Шаговика». Оба фильма великолепно сняты. Борис Галантер постоянно работал с оператором Борисом Шапиро. Кстати, он и сейчас живет в Екатеринбурге, и продолжает снимать документальное кино, не только как оператор, но и в качестве режиссера.

Надеюсь, документальные фильмы Бориса Галантера еще дождутся своего часа и их будут показывать на экранах кинотеатров и в телеэфире. А вот его игровые фильмы выходили на DVD и их можно приобрести и посмотреть.

Подписка на Комментарии к "«Лучшие дни нашей жизни»"
Яндекс.Метрика