Про кино и цифровые фотоаппараты

Canon EOS 5D

Недавно в журнале «American Cinematographer» мне попалась статья о съемках кино на цифровой фотоаппарат Canon EOS 5D. Интересна она оказалась, прежде всего, тем, что написал ее человек, который может позволить себе снимать кино и на «взрослую» технику. Однако он осознано выбирает, казалось бы, совершенно не подходящий для этих целей инструмент и получает интересный результат. Ну и, кроме того, кино он снимает документальное, что полностью соответствует тематике нашего сайта. На мой взгляд, всегда интересно посмотреть, как работают другие. А вдруг удастся чему-нибудь научиться самому?

Ниже я выкладываю свой немного сокращенный перевод этой статьи на русский язык. Надеюсь это будет интересно не только мне. И очень робко надеюсь на то, что эта статья способна вызвать обсуждение у посетителей сайта.

Как цифровые фотоаппараты могут изменить киносъемку.

img_0790Впервые я увидел камеру Canon EOS 5D mark II на собрании asc (Гильдия операторов Америки — прим. переводчика) в Лос-Анжелесе, еще до начала ее продаж. Примерно килограммовая камера с cmos сенсором размером 24 на 36 мм. и разрешением 21 мегапиксель, снимает видео 1920 на 1080 px и частотой 30 кадров в секунду (запись ведется на CF карты), а диапазон чувствительности камеры настраивается от 50 до 25,600 ASA. С тех пор я снял несколько фильмов на 5D, и никогда ранее я не был настолько поражен творческими возможностями, которые камера дает оператору. Благодаря своим малым размерам, позволяющим работать буквально молниеносно, эта камера, действительно, изменила правила игры.
Небольшой размер и вес этой камеры позволяют вам быстро перемещаться и снимать в таких ракурсах, которые невозможно снять ни одной другой системой, и одновременно с этим вы получаете глубину резкости vistavision.

Хороший сенсор может быть в любом корпусе, но то, что он оказался в килограммовом фотоаппарате полностью изменило подход к киносъемке. Вы можете снимать с рук немыслимыми для пленочных камер способами и делать это долго, не уставая. Разумеется, вы можете установить его на штатив, добавить компендиум и создать настоящее чудовище, но это путь в неправильном направлении.

img_0434В качестве примера можно обсудить съемки в автомобиле. Многие скажут, что теперь можно отказаться от громоздкой конструкции для крепления пленочной камеры и использовать крепление на присосках. Но есть более радикальный способ. Используя canon 5d мы можем отказаться и от присосок. Снимая с пикапа, я могу стоять в кузове и держать камеру рядом с водительской дверью, и использовать движения, невозможные ни с какими приспособлениями. Снимая внутри, вы так же можете использовать точки съемки недоступные с любой другой системой.

Первая возможность использовать 5d на съемках появилась, когда mcg (Joseph Mcginty Nichol — американский режиссер и продюсер — прим. переводчика) попросил меня снять серию из 10 трехминутных роликов для интернета, которые были частью маркетинговой компании фильма «Терминатор: Да придет спаситель». Мы сняли все 10 роликов за три дня. После этого я использовал canon 5d на съемках полнометражного документального фильма «Cheech & Chong's Hey Watch This» режиссера Кристиана Чарльза (Christian Charles), в котором использовался материал живого выступления артистов (снятое на panasonic aj-hpx3700 varicam) и несколько сцен снятых за кулисами на canon 5d. Я снял весь фильм за три дня.

2485415Я так же использовал 5d для съемок серии коротких роликов для ВМФ США. В одном из них показан военный ныряльщик выполняющий спасательную операцию на воде; мы следовали за ним с базы, где он получил звонок, в вертолет, а затем и в океан, где он спасает упавшего летчика. Мы сняли все действие — включая кадры внутри вертолета, кадры с другого вертолета и подводные съемки — за три часа семью камерами canon 5D.

Основная причина того, что я работаю быстро — это большое количество используемых камер. На полнометражной картине «The Only Easy Day Was Yesterday», которую я снимаю сейчас с режиссерами Скоттом Во (Scott Waugh) и Майком МакКоем (Mike mcCoy) мы начали работать с семью камерами canon 5D, и этого оказалось недостаточно. Когда количество камер увеличилось до 15 работа стала по настоящему эффективной. Мы держим про запас несколько камер в разобранном виде, готовыми для непредсказуемых заранее способов использования и мест установки, и несколько камер в начале дня собираются в различных вариантах, таким образом мы готовы практически к любой ситуации.

У нас никогда нет достаточного количества времени, чтобы переставить ручную камеру на шлем, стедикам или еще куда-нибудь. И при этом такое количество камер не увеличило общий объем используемого нами оборудования. При работе с 5D моя команда состоит из 5 — 9 человек, и все наши камеры умещаются в 9 кофрах.

Поскольку эта камера еще достаточно нова, мы постоянно совершенствуем методику ее применения. Например, мы снимали ролики для «Терминатора» еще до того как фирма canon выпустила обновленную прошивку для 5D, в которой появилась возможность ручного ввода чувствительности, выдержки и диафрагмы в видеорежиме. До этого обновления мы использовали оптику Nikon, так как с ней мы могли выставить вручную хотя бы диафрагму непосредственно на объективе, а после этого нам приходилось наводить камеру на разные объекты, пока автомат не выставлял затвор на 1/50 сек., а чувствительность на 500 ед. После чего мы блокировали камеру для съемки кадра, но как только мы останавливали запись, все настройки слетали. Но даже с возможностью ручной настройки всех параметров, фотографическая оптика ужасна, в основном в плане фокусировки.

Мы сотрудничаем с Panavision Hollywood, сначала мы вместе разрабатывали риг для крепления камеры на шлем, для съемок роликов для «Терминатора», а потом установили на камеры дистанционный фоллоу-фокус. С этим оборудованием мы приступили к съемкам фильма «The Only Easy Day Was Yesterday», в котором мы наблюдаем за реальными морскими пехотинцами на их тренировках и учениях. Когда мы начинали снимать этот фильм, мы использовали гибридную технологию. На 5D снимались динамичные сцены на учениях, а для остального использовались пленочные камера 35 мм.

img_0986Небольшой размер и вес canon 5D позволил нам попасть туда, куда мы никогда не попали бы с 35 мм. камерой и командой из 50 человек. Этот фильм невозможно было бы снять ни одной другой ныне существующей камерой; невозможно получить такое высокое качество изображения и, одновременно, добиться такой естественности, которая была нам нужна от сцен с пехотинцами. Мы могли дать шлем с камерой солдату, что бы получить субъективный кадр через прицел или в других ситуациях. Мы могли быть в вертолете прямо за плечом у пилота. Мы могли снимать в воде. Мы могли погрузится в самую гущу событий и снять их все в реальном времени.
Раздумывая как еще мы можем использовать эту камеру, я позвонил Дэну Доновану (Dan Donovan) в Panavision Holliwood и спросил нет ли у них адаптера для установки оптики Panavision на фотокамеры Canon. Мы беспокоились о съемках на борту транспортного самолета. Как только такой адаптер нашелся, я использовал оптику Panavision для съемок прохода двух пехотинцев по кораблю со стедикама. Я посмотрел материал все сразу встало на свои места. Эта маленькая фотокамера дала мне изображение неотличимое от пленки. Из-за гигантского размера сенсора 5D самым широкоугольным объективом Panavision, которым мы могли пользоваться, был 35 мм. Но когда фирма canon выпустила камеру EOS 7D с APS-C сенсором (примерно 23 на 15 мм.), мы смогли использовать всю линейку оптики. Таким образом мы могли использовать кино оптику для любых съемок (кроме камер на шлемах). Единственным недостатком 7D является не такая хорошая передача тонов в светах и глубоких тенях. Но зато 7D снимает в режиме 24p, так что вам не нужно беспокоится о конвертировании материала из 30 к/с, а кроме того она позволяет снимать с частотой 60 к/с.

img_0809Меньший размер сенсора у 7D по сравнению с 5D позволяет вам снимать на диафрагме 2 вместо 5.6 и при этом иметь шанс удержать объект в фокусе. На обеих камерах фотографическая широта просто поразительна и нам пришлось столкнутся с тем, что мы не можем использовать экспонометр. У меня были ситуации, когда экспонометр показывал диафрагму 0.7, мы снимали на диафрагме 4 и объект выглядел правильно экспонированным.

Снимая на фото объективы я видел примерно 5 EV ниже ключа и 3 выше. Когда мы начали использовать оптику panavision широта увеличилась примерно на 1EV в обоих направлениях. Посмотрев как сочетаются сенсор 5D и кино оптика, мы решили снимать на комбинацию 5D и 7D даже те фрагменты, которые изначально планировалось снимать на пленку 35мм.

 

Комментарии

Я только не могу понять, почему для всех этих штук надо использовать фото камеру. Неужели все это нельзя сделать в варианте видеокамеры. И еще. Правильно ли я понимаю, что в фотокамере ограничена длинна плана. И что делаь с отснятым материалом, ведь при таком качестве объем памяти очень высок. Т.е. его все время надо куда то скидывать?

Борис, основное преимущество фотоаппарата в данном случае размер кадра. У видеокамеры матрица в лучшем случае 2/3 дюйма, а цифровые кинокамеры, с матрицей равной кадру 35 мм. пленки, по пальцам одной руки пересчитать можно, да и цена запредельная даже в аренду. Ограничение на длину плана есть, оно зависит от модели камеры и ее установок (минимум вроде 7 мин). Материал, так же как и в новых видеокамерах, скидывается на жесткий диск после съемок. Объем материала, по современным меркам, не запредельный - примерно 500 Мб на минуту изображения.

Ерунда все это!! В Канон 5Д2 максимальная длина непрерывной съемки — 12 МИНУТ!! или 4 ГБ.. а карточки я использую на 8, 16, и 32ГБ.. можно и на 64ГБ купить, не проблема. Но Борису Дворкину еще надо было бы обратить внимание на тот ФАКТ, что в любом кинофильме НЕПРЕРЫВНО снятые фрагменты редко превышают 5-10 минут!! ,не говоря уж о том что уже есть самодельное электронное приспособление, которое позволят снимать непрерывно хоть на все 32 гигабайта это около 95 минут !! Можно речи Обамы записывать wink

А каково качество? Ведь он пишет МПЕГ-4 и файлы MOV.

В Кэнон 5Д2 используется кодек H.264 с битрэйтом 38.6 Mbit/sec. Этот кодек, на самом деле, не так уж и плох. Для сравнения в формате HDV используется кодек mpeg-2 с битрэйтом порядка 25 Mbit/sec.

Иван, спасибо за статью, учредитель ресурса dslrvideo.ru высказался за то, чтобы пригласить вас к участию в дискуссиях если интересно, отправьте мне ваш адрес электропочты, я ему перекину, чтобы выслал инвайт

Ваня, спасибо за статью! Кстати, помимо флешек к 5d MkII можно подсоединять к компу и использовать комп как видеоконтроль, и даже контролировать параметры экспозиции с компьютера, Canon даже говорил, что можно жесткий диск подключать через wireless приставку. Самая большая проблема с 5D у нас РФ — найти фоллоу-фокус подходящий к Кэноновским объективам.

да, кстати, по поводу скорости съемки на 5D — вот ссылка: http://www.dpreview.com/news/1003/10030201canoneos5dmkiifirmware.asp

Спасибо, Саш. Кстати, по поводу оптики, этот же оператор в своем блоге протестировал большую часть фотооптики на 5D: http://hurlbutvisuals.com/blog/2010/02/06/still-lenses/
И пришел к выводу, что круче Leica R оптики нет :-)
И еще, недавно нашел вот такой проект: http://magiclantern.wikia.com/wiki/Magic_Lantern_Firmware_Wiki Неофициальная прошивка для 5D со всякими исправлениями в области видео (зебра, уровень звука и т. д.)

Вань, спасибо за статью. Чтобы все до конца понять и радоваться новому чуду - надо проект снять на ней.
А вообще что-то уже интересное снято на этой камере? Как она в полевых условиях?
Тесты меня не очень интересуют. :-)

Ну я эту камеру пока вообще в руках не держал. :-) Так что, как она в реальной работе не знаю. Из более - менее серьезного мне попадались только работы автора этой статьи. Игровая короткометражка (с рабочими моментами): http://www.hurlbutvisuals.com/gallery/#tab6 и ролики для ВМФ США: http://www.hurlbutvisuals.com/gallery/#tab7

Для начала хочу сказать, что я сам имею опыт съемок самыми разными видеокамерами, начиная от EX и HDCAM и заканчивая RED ONE и DSLR, поэтому хочу высказаться:
Видеосъемку на фотоаппарат нельзя назвать полноценной заменой съемки на профессиональную видеокамеру и к сожалению многие не понимают такого момента, что у фотоаппаратов нет такого важного момента, как мощного и быстродействующего DSP-процессора, который очень необходим для полноценной обработки каждого снятого кадра, отсюда появляются геометрические искажения, выпадений и строб-эффект в видеокадрах, снятых фотиками на панарамах и быстродвижущихся объектах, ну и особенности одной большой SMOS матрицы фотоаппаратов тоже сказывается.

Еще хочу обратить внимание на значительное неудобство оперативного управления фокусом, диафрагмой и трансфокатором фотоаппаратов и даже т.н. кинообвес не спасает положение. Словом DSLR cъемки в документалистике я делал, мне это не понравилось и тот гимор, который всё это сопровождает вовсе не заслуживает того раздутого интереса и модного явления, который сейчас повсеместно присутствует.

При этом я вовсе не отрицаю использования DSLR техники для съемок малобюджетного постановочного кино, но вот для репортажной мобильной съемки это всё не слишком подходит (моё мнение) и я лично предпочту использовать плечевую HD видеокамеру.

Хочу еще заметить тот факт, что наши монстры профивидеоиндустрии фирмы Sony и Panasonic подготовили к выходу на рынок достойного ответа DSLR — бюджетные компактные видеокамеры нового поколения с большой матрицей под ту же фотооптику и кинооптику 35 мм, но эти камеры гораздо удобнее и практичнее для видеосъемки, пишут на недорогие флешкарты SD и работают в формате AVCHD.

Вот к примеру Sony подготовила целую линейку:
Предварительное название линейки устройств NXCAM будет относиться к моделям среднего профессионального уровня. Они будут записывать HD-видео и иметь байонет E для установки сменной оптики.
По сообщению производителя, сенсор в новых камкодерах будет обеспечивать съемку видео в улучшенном качестве и с возможностью создания эффекта боке. За счет байонета «E» к камере можно подключать оптику от зеркальных фотоаппаратов серии alpha, беззеркальных фотокамер NEX-3/NEX-5, а также видеокамеры Handycam NEX-VG10. Объективы от других фотокамер можно будет подключить через адаптеры. Камкодеры будут записывать видео в формате AVCHD в стандартных разрешениях для FullHD-типа записи с кодеком MPEG4-AVC/H.264. на карты SD/HD
На рынке новые камкодеры появятся не раньше середины 2011 года и будут ориентированы на начальный и средний ценовой сегмент.

Sony NEX-VG10 Handycam camcorder — новая бюджетная полноматричная видеокамера со сменной оптикой Sony анонсировала новую бюджетную видеокамеру (стоимость в США будет в районе 2 тыс $) со сменной оптикой 35 мм и полноразмерной большой матрицей. Вот посмотрите рекламный ролик по этой камере: http://www.youtube.com/watch?v=18-A06N-Tyw Практически эта камера уже продается и её уже можно тестировать и при желании купить

Или вот более продвинутая камера
Новая видеокамера PMW-F3 построена на базе XDCAM EX технологического процесса Sony и использует карты памяти Sony SxS™ на основе технологии ExpressCard. «Супер 35 мм» КМОП-сенсор высшего качества обеспечивает небольшую глубину резкости, наравне с высокой чувствительностью и низким уровнем шумов (ISO 800, F11; и отношение С/Ш 63 дБ в режиме 1920×1080/59.94i), а так же большой динамический диапазон.

А вот что нам предлагает Panasonic:
AG-AF104
Panasonic выпускает в свет новую НD камеру серии AVCCAM (на флеш-картах SDHC) cтандарта микро 4/3″, что является европейской версией уже ранее проанонсированной камеры AG-AF100. Оптическая система камеры аналогична используемой в цифровых однолинзовых зеркальных фотокамерах DSLR и она совместима со всеми соответствующими фото объективами + используя переходник можно ставить всю линейку кино объективов 35.
Камера создана в основном для работы на штативе, но можно работать и с рук.
Появление этой камеры в продаже планируется на январь-февраль 2011 года и цена в России позиционируется в районе 6 тыс.$

Добавлю от себя то, что стратеги Sony и Panasonic после массового модного увлечения DSLR-видео поняли, что часть потребительского рынка они прошляпили;
наконец-то опомнились/спохватились и принялись активно наверстывать упущенное. Как я и предрекал ранее, видеосъемки на фотики — явление временное и монстры видеоиндустрии не позволят конкурентам из смежной отрасли так нагло хозяйничать на видеополях, обязательно дадут фотофирмам достойный отпор.
Практически эра DSLR-видео скоро отойдет небытие истории и это можно только приветствовать, т.к. профессиональные видеосъемки на фотоаппараты никак нельзя считать удобным и серъезным направлением в кино и тв.

Возникла мысль сделать здесь на сайте свой блог и написать там более подробно о видеосъемках DSLR (на цифровые зеркальные фотоаппараты), то есть внести ясность в это дело и обозначить все те скрытые минусы, про которые мало кто знает и понимает, с мнениями квалифицированных инженеров-специалистов и операторов, дабы мы все более полноценно понимали ситуацию с кино на DSLR и не строили только радужные планы и перспективы про очень качественное кино за малые деньги ;-)
Так вот, если будет интерес к развитию этой темы, то мы сделаем по ней отдельный блог.

Я, как администратор, только за. :-)
Для этого Вам достаточно зарегистрироваться на сайте (ну или просто воити указав свой профиль в Facebook, Livejournal и т.п.)

OK, в ближайшее зарегюсь и создам свой блог, где более подробно разберем некоторые вопросы по технике.

ту Виталий
Дайте своё мыло, нужна консультация.

Пожалуйста, обращайтесь:
vitamin5@yandex.ru

Подписка на Комментарии к "Про кино и цифровые фотоаппараты"
Яндекс.Метрика