Про кино и цифровые фотоаппараты

Про кино и цифровые фотоаппараты

Недавно в журнале «American Cinematographer» мне попалась статья о съемках кино на цифровой фотоаппарат Canon EOS 5D. Интересна она оказалась, прежде всего, тем, что написал ее человек, который может позволить себе снимать кино и на «взрослую» технику. Однако он осознано выбирает, казалось бы, совершенно не подходящий для этих целей инструмент и получает интересный результат. Ну и, кроме того, кино он снимает документальное, что полностью соответствует тематике нашего сайта. На мой взгляд, всегда интересно посмотреть, как работают другие. А вдруг удастся чему-нибудь научиться самому?

Ниже я выкладываю свой немного сокращенный перевод этой статьи на русский язык. Надеюсь это будет интересно не только мне. И очень робко надеюсь на то, что эта статья способна вызвать обсуждение у посетителей сайта.

Как цифровые фотоаппараты могут изменить киносъемку.

Автор: Шэйн Харлбат (Shane Hurlbut, ASC)

img_0790
Съемки кино с помощью Canon EOS 5D

Впервые я увидел камеру Canon EOS 5D mark II на собрании asc (Гильдия операторов Америки — прим. переводчика) в Лос-Анжелесе, еще до начала ее продаж. Примерно килограммовая камера с cmos сенсором размером 24 на 36 мм. и разрешением 21 мегапиксель, снимает видео 1920 на 1080 px и частотой 30 кадров в секунду (запись ведется на CF карты), а диапазон чувствительности камеры настраивается от 50 до 25,600 ASA. С тех пор я снял несколько фильмов на 5D, и никогда ранее я не был настолько поражен творческими возможностями, которые камера дает оператору. Благодаря своим малым размерам, позволяющим работать буквально молниеносно, эта камера, действительно, изменила правила игры. Небольшой размер и вес этой камеры позволяют вам быстро перемещаться и снимать в таких ракурсах, которые невозможно снять ни одной другой системой, и одновременно с этим вы получаете глубину резкости vistavision. Хороший сенсор может быть в любом корпусе, но то, что он оказался в килограммовом фотоаппарате полностью изменило подход к киносъемке. Вы можете снимать с рук немыслимыми для пленочных камер способами и делать это долго, не уставая. Разумеется, вы можете установить его на штатив, добавить компендиум и создать настоящее чудовище, но это путь в неправильном направлении.

img_0434
Съемки в машине.

В качестве примера можно обсудить съемки в автомобиле. Многие скажут, что теперь можно отказаться от громоздкой конструкции для крепления пленочной камеры и использовать крепление на присосках. Но есть более радикальный способ. Используя canon 5d мы можем отказаться и от присосок. Снимая с пикапа, я могу стоять в кузове и держать камеру рядом с водительской дверью, и использовать движения, невозможные ни с какими приспособлениями. Снимая внутри, вы так же можете использовать точки съемки недоступные с любой другой системой. Первая возможность использовать 5d на съемках появилась, когда mcg (Joseph Mcginty Nichol — американский режиссер и продюсер  — прим. переводчика) попросил меня снять серию из 10 трехминутных роликов для интернета, которые были частью маркетинговой компании фильма «Терминатор: Да придет спаситель». Мы сняли все 10 роликов за три дня.

После этого я использовал canon 5d на съемках полнометражного документального фильма «Cheech & Chong’s Hey Watch This» режиссера Кристиана Чарльза (Christian Charles), в котором использовался материал живого выступления артистов (снятое на panasonic aj-hpx3700 varicam) и несколько сцен снятых за кулисами на canon 5d. Я снял весь фильм за три дня.

2485415
Съемка с лодки. Плечевой вариант камеры.

Я так же использовал 5d для съемок серии коротких роликов для ВМФ США. В одном из них показан военный ныряльщик выполняющий спасательную операцию на воде; мы следовали за ним с базы, где он получил звонок, в вертолет, а затем и в океан, где он спасает упавшего летчика. Мы сняли все действие — включая кадры внутри вертолета, кадры с другого вертолета и подводные съемки — за три часа семью камерами canon 5D.

Основная причина того, что я работаю быстро — это большое количество используемых камер. На полнометражной картине «The Only Easy Day Was Yesterday», которую я снимаю сейчас с режиссерами Скоттом Во (Scott Waugh) и Майком МакКоем (Mike mcCoy) мы начали работать с семью камерами canon 5D, и этого оказалось недостаточно. Когда количество камер увеличилось до 15 работа стала по настоящему эффективной. Мы держим про запас несколько камер в разобранном виде, готовыми для непредсказуемых заранее способов использования и мест установки, и несколько камер в начале дня собираются в различных вариантах, таким образом мы готовы практически к любой ситуации.

У нас никогда нет достаточного количества времени, чтобы переставить ручную камеру на шлем, стедикам или еще куда-нибудь. И при этом такое количество камер не увеличило общий объем используемого нами оборудования. При работе с 5D моя команда состоит из 5 — 9 человек, и все наши камеры умещаются в 9 кофрах.

Поскольку эта камера еще достаточно нова, мы постоянно совершенствуем методику ее применения. Например, мы снимали ролики для «Терминатора» еще до того как фирма canon выпустила обновленную прошивку для 5D, в которой появилась возможность ручного ввода чувствительности, выдержки и диафрагмы в видеорежиме. До этого обновления мы использовали оптику Nikon, так как с ней мы могли выставить вручную хотя бы диафрагму непосредственно на объективе, а после этого нам приходилось наводить камеру на разные объекты, пока автомат не выставлял затвор на 1/50 сек., а чувствительность на 500 ед. После чего мы блокировали камеру для съемки кадра, но как только мы останавливали запись, все настройки слетали. Но даже с возможностью ручной настройки всех параметров, фотографическая оптика ужасна, в основном в плане фокусировки.

Мы сотрудничаем с Panavision Hollywood, сначала мы вместе разрабатывали риг для крепления камеры на шлем, для съемок роликов для «Терминатора», а потом установили на камеры дистанционный фоллоу-фокус. С этим оборудованием мы приступили к съемкам фильма «The Only Easy Day Was Yesterday», в котором мы наблюдаем за реальными морскими пехотинцами на их тренировках и учениях. Когда мы начинали снимать этот фильм, мы использовали гибридную технологию. На 5D снимались динамичные сцены на учениях, а для остального использовались пленочные камера 35 мм.

img_0986
Съемки субъектива морского пехотинца, камерой закрепленной на шлеме.

Небольшой размер и вес canon 5D позволил нам попасть туда, куда мы никогда не попали бы с 35 мм. камерой и командой из 50 человек. Этот фильм невозможно было бы снять ни одной другой ныне существующей камерой; невозможно получить такое высокое качество изображения и, одновременно, добиться такой естественности, которая была нам нужна от сцен с пехотинцами. Мы могли дать шлем с камерой солдату, что бы получить субъективный кадр через прицел или в других ситуациях. Мы могли быть в вертолете прямо за плечом у пилота. Мы могли снимать в воде. Мы могли погрузится в самую гущу событий и снять их все в реальном времени.

Раздумывая как еще мы можем использовать эту камеру, я позвонил Дэну Доновану (Dan Donovan) в Panavision Holliwood и спросил нет ли у них адаптера для установки оптики Panavision на фотокамеры Canon. Мы беспокоились о съемках на борту транспортного самолета. Как только такой адаптер нашелся, я использовал оптику Panavision для съемок прохода двух пехотинцев по кораблю со стедикама. Я посмотрел материал все сразу встало на свои места. Эта маленькая фотокамера дала мне изображение неотличимое от пленки. Из-за гигантского размера сенсора 5D самым широкоугольным объективом Panavision, которым мы могли пользоваться, был 35 мм. Но когда фирма canon выпустила камеру EOS 7D с APS-C сенсором (примерно 23 на 15 мм.), мы смогли использовать всю линейку оптики. Таким образом мы могли использовать кино оптику для любых съемок (кроме камер на шлемах). Единственным недостатком 7D является не такая хорошая передача тонов в светах и глубоких тенях. Но зато 7D снимает в режиме 24p, так что вам не нужно беспокоится о конвертировании материала из 30 к/с, а кроме того она позволяет снимать с частотой 60 к/с.

img_0809
Вот так в результате выглядел килограмовый фотоаппарат.

Меньший размер сенсора у 7D по сравнению с 5D позволяет вам снимать на диафрагме 2 вместо 5.6 и при этом иметь шанс удержать объект в фокусе. На обеих камерах фотографическая широта просто поразительна и нам пришлось столкнутся с тем, что мы не можем использовать экспонометр. У меня были ситуации, когда экспонометр показывал диафрагму 0.7, мы снимали на диафрагме 4 и объект выглядел правильно экспонированным.

Снимая на фото объективы я видел примерно 5 EV ниже ключа и 3 выше. Когда мы начали использовать оптику panavision широта увеличилась примерно на 1EV в обоих направлениях. Посмотрев как сочетаются сенсор 5D и кино оптика, мы решили снимать на комбинацию 5D и 7D даже те фрагменты, которые изначально планировалось снимать на пленку 35мм.

Посмотреть видео снятое на Canon EOS 5D можно по ссылке: http://www.hurlbutvisuals.com/gallery.php

ProDocumentary avatar
Автор — Шэйн Харлбат (Shane Hurlbut, ASC)
Статья взята с сайта автора: http://www.hurlbutvisuals.com/