Нужна ли герою героизация?

Нужна ли герою героизация?

В Клубе документального кино в «Художественном» в прошлую среду, сразу после 8 марта, состоялся очень неженский показ. Мы смотрели два фильма о военных операторах. Один снят известным режиссером и педагогом, руководителем киновидеостудии «Риск» И.А. Григорьевым, а второй — его учеником, молодым режиссером Константином Смирновым.

Фильм «Илья Гутман. Человек войны и мира» Игоря Григорьева — биографическая картина о человеке, прошедшем с камерой в руках всю Великую Отечественную Войну и прожившем потом долгую и полную событий жизнь. Картина романтическая, по словам самого Игоря Андреевича, рассказ о поколении. Режиссер показывает нам мир московской творческой интеллигенции прошлого века: Арбатские переулки, песни Булата Окуджавы, героический военный путь, романтическая любовь, налет диссидентства и неприятия советского официоза и, конечно, творчество и высокие моральные принципы. Картина последовательно-биографическая, отобраны эпизоды, демонстрирующие значимые вехи в судьбе героя, оттенки его характера и интеллектуальную составляющую жизни. В общем, хороший, интересный фильм о хорошем, интересном человеке. О Герое.

Совсем иное дело — фильм «Пазл грустного стрингера» Константина Смирнова. Сразу оговорюсь — на мой взгляд, фильм очень хороший, хоть и матерный. Казалось бы, перед нами снова Герой: Микки работает оператором в зоне Палестино-Израильского конфликта. Невзирая на мат, из его реплик можно понять, что он вообще против войны, против того, что одни участники войны плохие, а другие хорошие. Он видит свою задачу в том, чтобы, снимая маленькие фрагменты конфликта, собрать некий пазл правды. Некую общую картину, способную помочь, в конечном итоге, прекратить войну, которая «з..ла». Не знаю, кому как, а, на мой взгляд, вполне достойная гражданская позиция.

Во время обсуждения в Клубе некоторые зрители упрекали героя фильма в цинизме. По-моему, обвинение ложное. Цинизма нет, есть отсутствие пафоса и ряд вредных привычек вроде выпивки, курения гашиша и пресловутых нецензурных выражений. Но это так, отступление о герое как человеке. А интереснее поговорить о том, как, какими средствами и какой образ создает на экране Константин Смирнов.

В принципе, мы и тут имеем «классические» для фильма-портрета эпизоды. В жизни героя есть любовь: только тут не жена, а подруга, девушка с ребенком. Есть и «искусство», или духовная жизнь, если хотите: Микки обожает смотреть ролики со скандальными выступлениями Владимира Жириновского. Как маньяк, скачивает их из интернета и смотрит в любую свободную минуту. Есть и обычная жизнь вне войны: Микки спит и моется. Вот такой вот герой. А сам фильм по форме — это тоже некий «пазл», который режиссер складывает нам из фрагментов его жизни, его репортажей и … выступлений Владимира Вольфовича.

Какой фильм лучше? Какой герой героичнее? Оба фильма интересные и хороши в паре, на мой взгляд. Это герои разного времени и фильмы наглядно показывают, как изменилась наша жизнь и наш взгляд на мир. Фильм Игоря Андреевича — красивый романтический портрет, он же — готовый пирог на блюдечке с ложечкой: кушайте и наслаждайтесь, ностальгируйте, берите пример. Фильм Константина Смирнова — модель для сборки, головоломка для зрителя, которого призывают самостоятельно решить, как относиться к герою. И еще одна несомненная заслуга фильма «Пазл грустного стрингера» состоит в том, что он однозначно лишает войну романтики. Война просто «з…ла». Коротко и ясно. Думается, такое отношение весьма справедливо и актуально, так как мы, увы, живем в состоянии затяжных, хронических военных конфликтов.